"Когда Антоша еще не родился, я уже знала, как буду развивать его, - рассказывает Ирина Мочалкина. - Я собиралась отдать его в музыкальную школу, так как в детстве мечтала научиться играть на фортепьяно, но не получилось. Я хотела также, чтобы сын учился в физико-математической школе. Мы с мужем окончили физтех, поэтому логично, что сын пошел бы по нашим стопам. Когда Антоше исполнилось четыре года, мы отдали его заниматься музыкой. Преподаватели выявили у него абсолютный слух. И мальчик действительно начал делать успехи. В семь лет мы отдали его в физматшколу. Сейчас ему двенадцать. Ни физика, ни математика ему не даются, он ненавидит свою школу и каждое утро ходит туда как на голгофу. Делать уроки для него хуже каторги. Да и для нас тоже. А музыка идет на ура. Он постоянно напевает какие-то мелодии. Кроме того, он хорошо рисует: придумывает собственные миры, населяет их причудливыми существами. Оторваться от своих высокохудожественных занятий он не в состоянии, особенно если нужно идти делать уроки, решать задачки. Но ужас в том, что в музыке я ничем не могу ему помочь, а задачки решать могу научить. В общем, конфликт на почве образования усугубляется с каждым днем. Не забирать же Антошу из школы, чтобы отдать в другую".
Образование наших детей - тонкое и деликатное дело. С одной стороны, хочется дать ребенку все самое хорошее. Чтобы после школьных экзаменов он с блеском сдал вступительные в вуз, получил бы там востребованную специальность. Тогда он непременно устроится на высокооплачиваемое место. В общем, будет вполне конкурентоспособен на рынке труда.
С другой стороны, не учитывать способности и задатки ребенка - всегда чревато. Конечно, можно выучить зайца курить, если его бить. Но зачем? "Если у ребенка развито правое полушарие - у него явные музыкальные способности, он хорошо рисует, у него богатая фантазия. Возникает вопрос: нужно ли его отдавать в левополушарную физматшколу? - говорит детский психолог Людмила Калашникова. - Ведь там дают образование, основываясь на логике, рациональном мышлении, которое у данного ребенка не самое сильное место. Вполне достаточно было бы отдать ребенка в хорошую общеобразовательную школу с гуманитарным уклоном или углубленным изучением иностранного языка. При развитом правом полушарии языки даются легче. В хорошей школе перекос в его развитии в сторону правого полушария сгладился бы, но задатки ребенка сохранились бы и развились".
Зачем насиловать собственное дитя, лепить из него то, чем он не является, просто потому, что его родителям так проще? Он ведь все равно не станет хорошим физиком или математиком, а будет всю жизнь мучиться, занимаясь не своим делом, не сумев преуспеть в нем. Однако и в том, что ему дается с лету, он тоже не преуспеет, поскольку детство и отрочество будут потрачены впустую на решение ненавистных задачек.
"Следует учесть еще один момент: если мы хотим вылепить из ребенка физматгения, а у него нет к этим предметам ни склонностей, ни способностей, мы рискуем сломать его, - продолжает Людмила Калашникова. - Под нашим давлением сформируется личность, которая в будущем столкнется с рядом серьезных проблем. Судите сами - ребенок очень зависим от родителей. Он нуждается не только в нашей заботе (еда, одежда), гораздо больше ему нужна наша любвь, принятие и поддержка. Если мы поощряем и поддерживаем в нем то, что не является его истинной сущностью, мы исподволь формируем так называемое ложное "Я". Ребенок таким образом все больше отдаляется от того, чем является на самом деле. В нем формируются черты, которые мы хотим в нем видеть. Но со временем его истинное "Я" потребует к себе внимания. Тогда неизбежен конфликт между этими "Я". Это может кончиться сломом адаптации или еще хуже - депрессиями, фобиями. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок всю жизнь страдал, забирайте его из физматшколы и отдавайте в обычную, развивайте в нем то, к чему он действительно способен".