ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: "МЫ С ИВАНОМ ВСЕГДА ГОТОВЫ, КАК ПИОНЕРЫ"

У Владимира Познера сбылась мечта. Он снял то, что задумал целую жизнь назад. И теперь еженедельно на Первом канале мы можем видеть очередную серию документального фильма "Одноэтажная Америка". Корреспондент "Труда-7" Катерина Мигулина встретилась с телеведущим.

- Владимир Владимирович, своевременно ли вышел ваш фильм? Ведь сейчас у нас снова непростые отношения со Штатами.
- Однако показ нашего фильма на Первом канале говорит, что нет никаких препятствий, чтобы появилось такое кино. В советский период шла активная антиамериканская пропаганда, направленная против американского образа жизни, их политической системы, но у рядовых граждан не было никакого негатива по отношению к Америке. Сегодня власть не проводит политику против США через телевидение и СМИ, зато у простых россиян наблюдается сильный антиамериканизм, обусловленный чувством зависти. Все знают, что Америка - страна номер один, мощная и богатая. А мы просто попытались показать ее такой, какой мы ее увидели.
- Почему вы выбрали в попутчики именно Ивана Урганта?
- Я его не выбирал, я вообще его не знал, потому что мало смотрю телевидение, благодаря которому Ваня и известен. Я собирался снимать фильм с Леонидом Парфеновым, пригласил его, но он тогда был главным редактором "Русского Ньюсуика" и не мог уехать на два месяца. Потом возник Николай Фоменко, но ему помешали контракты по автогонкам. Тогда мне предложили в компаньоны одного эстрадного человека, который очень не любит Америку. Но я не понимаю, зачем делать фильм без любви. Потом возник Ваня, и мы друг другу понравились. По ходу работы оказалось, что он человек с открытыми глазами, ушами, сердцем, не капризный и дружелюбный.
- У вас были какие-либо запретные темы?
- Мы получили на удивление мало отказов. В отличие от Ильфа и Петрова, которые целый месяц проторчали в Нью-Йорке, занимаясь организацией поездки, рассылая письма, мы это делали из Москвы. Да, отказы были, но от конкретных людей. Мы хотели сделать сюжет об американских военных, но главная военная академия Вест Пойнт нам отказала. Зато нас пустили в Колорадо Спрингс - академию ВВС США.
- Я слышала, что съемки не обошлись без приключений, а однажды почти всю вашу группу арестовали.
- Спасибо операторам, они считают, что главное в фильме - не то, что мы говорим, а картинка. Мы прибыли в город Эль-Пасо на границе с Мексикой, и режиссер Валерий Спирин сел на своего любимого конька: "Нам нужно снять жанр". Я отправился в нашу "Генриетту" - так мы называли наш "Форд" в честь ее создателя Генри Форда. Машина операторов звалась "каргой", от английского слова "cargо" (груз). И вдруг к нам подбегает линейный продюсер Алена Сопина и говорит, что всех на "карге" арестовали. Пограничники с оружием в руках забрали наших коллег и куда-то отвели. Брайан еще и адвокат, он пошел выяснить, в чем дело, при этом сразу дал понять, что он не с нами, а просто помогает. Через 20 минут вернулся обратно с двумя полицейскими, и один из них, увидев меня, сразу оживился: "Вы господин Познер? Я столько лет смотрел вас по ТВ!" В принципе нас вполне могли бы посадить на пару дней. Посмотрели отснятый материал, в частности, переход через границу. После 11 сентября у них со всем этим строго. Но в итоге нас все-таки отпустили.
- Вы общались с приговоренным к смертной казни. Какие впечатления?
- Мы побывали в двух тюрьмах - в Ливингстоне в Техасе и самой большой тюрьме США - "Анголе" в Луизиане. В ней более 5000 заключенных: 800 приговоренных к смерти, остальные 4200 человек сидят пожизненно. В Ливингстоне мы поговорили с пареньком, ждущим своего смертного часа за ограбление и убийство. Эта встреча произвела на нас сильное впечатление, парень очень выразительный и толковый. Он не знает, когда приговор приведут в исполнение - завтра или через 20 лет. Человек находится в постоянном ожидании смерти.
- Вы взяли интервью у Билла Гейтса. Трудно было с ним договориться?
- Мне помогли знакомые сотрудники "Майкрософта". Меня предупредили, что если Биллу Гейтсу будет скучно, он просто заснет в кресле или уйдет, не говоря ни слова. Гейтс с виду человек простой, в ковбойке, без галстука. И вдруг я поймал себя на мысли, что с этим технарем мы уже час говорим о Древней Греции, римской литературе. Оказалось, Билл очень обеспокоен состоянием американского образования, считает, что все надо кардинально менять, создает школы, поддерживая их своими "небольшими" деньгами. В общем, Гейтс оказался необыкновенным собеседником, уделил мне больше часа своего времени, а потом я получил от него письмо с признанием, что ему было очень интересно со мной беседовать. Я храню это письмо рядом с новогодними поздравлениями от Владимира Путина. Но зритель сможет увидеть только минуту нашей беседы с Гейтсом.
- Представляю, как тяжело было монтировать эту серию!
- Мы вообще отсняли 460 кассет, но пришлось уложиться в 12 часов.
- Как-то вы обронили, что вы в журналистике случайный человек...
- Никогда не думал стать журналистом. Много лет тому назад, в 1961 году, мне позвонил приятель и сказал, что создается Агентство печати "Новости", что ищут людей со знанием иностранных языков. Я решил попробовать, и меня взяли. Так я попал в печатную пропаганду, потом стал работать на Московском радио, а на телеэкран меня пустили только при Горбачеве...
- Вам понравилось работать в жанре развлекательного ТВ? Ведь большинство людей вас воспринимают как политического журналиста.
- И правильно делают. Но если хочется оттянуться, разве это запрещено? Думаю, что телевидение, которое не развлекает, никто не смотрит. Если скучно, значит, конец. Неважно, как называется программа - "Времена" или "Человек в маске". Сугубо развлекательное ТВ - это не мое, я не способен вести такие программы. А "Одноэтажная Америка" - это скорее познавательная передача, нежели развлекательная, это попытка проникнуть во внутренний мир людей. Это очень интересно.
- Чем вы питались во время путешествия, неужели одним фаст-фудом?
- Мы стремились жить, как Ильф и Петров. В 1935 году не было мотелей, только кемпинги. Мы жили в недорогих мотелях, где еда, говоря мягко, невкусная. Самая вкусная еда - в семейных придорожных ресторанчиках.
- Американцы, в свою очередь, задавали вам вопросы?
- Могу смело подтвердить то, что писали 73 года назад Ильф и Петров: у американцев невероятное отсутствие любопытства. В любом населенном пункте нам открыто отвечали на вопросы, но никто даже не подумал спросить, а что там у нас в России, в Москве... Им интересно только то, что касается непосредственно их. Такая вот американская черта.
- Вас что-нибудь огорчило в этой поездке?
- Съемки проходили в 2006 году: летом и зимой, в начале декабря. Для журналиста такая поездка - мечта. Неважно, нравится тебе страна или нет. Сама возможность пересечь Америку за 60 дней, возможность разговаривать с десятками людей - это подарок судьбы. Все остальное вторично.
- А еще раз готовы пуститься в подобное путешествие?
- В конце фильма мы заявили, что думаем о съемках "Одноэтажной Европы", но я боюсь, что это слишком большой кусок, так что вряд ли. Но каким-то образом продолжить эту тему хотелось бы. Многое будет зависеть от самого фильма - как он пройдет, понравится или не понравится... Мы с Иваном всегда готовы, как пионеры.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Владимир Познер родился 1 апреля 1934 года в Париже. Его отец, писатель Владимир Познер, покинул СССР в начале 1920-х. Жеральдин (его мать) - француженка. Владимир окончил школу в Нью-Йорке. В 1953 году с родителями и младшим братом Павлом переехал в Москву, окончил биолого-почвенный факультет МГУ. В 1982 году стал ведущим первого телемоста "Москва - Лос-Анджелес". С 1986 года работал политобозревателем на центральном телевидении. С 2000 года ведет воскресную программу на Первом "Времена", в 2007 году попробовал себя в качестве ведущего развлекательного шоу "Король ринга".