- Как русские модели попадают на Запад и что происходит с ними потом?
- Прежде всего девушку должен найти скаут - агент, который занимается поиском красивых лиц и фигур. Международные модельные агентства рассылают их по всему миру, в том числе в страны СНГ. Скаут помогает оформить контракт, визу, билет и уехать на работу за границей - все за счет агентства, потом девушка обязана отработать этот долг. Вроде бы все, можно за девушку радоваться - я сам этим занимался. Но совсем не факт, что дела у нее пойдут успешно, даже если она талантлива. Я знаю модель, которая полтора года проработала во французском агентстве Next, не самом плохом, и уехала, не заработав ни копейки. Все ее деньги ушли на оплату долга агентству. Причины могут быть самые разные: кроме объективных - внутренние, психологические. Да и возраст самый ранимый - 15-16 лет. Первое, что нужно, - внушить уверенность в себе. Многие просто ломаются. При очевидной пригодности к модельному делу.
- Под пригодностью вы понимаете внешние данные?
- Правильные объемы, рост - это необходимые условия профессии. Я заметил одну закономерность: люди с интересными лицами, необычным выражением глаз сами по себе внутренне очень интересны. Но развить в себе талант индивидуальности часто мешают социальная среда, отношения в семье. Эффектная внешность - только удачная оболочка. Любая женщина три раза в день может быть очень красивой и очень некрасивой - все зависит от ее душевного состояния.
- Что вы имеете в виду?
- В прошлом году я нашел Лену Судакову, девочку с очень интересным лицом. Она была танцовщицей, безуспешно работала в четырех московских агентствах и абсолютно не верила в себя. Я на свои деньги привез ее в Париж, показал всем агентствам - ее никто не взял. Все говорили: "Слишком странная, не подходит". Лена была в шоке: "Зачем я вообще этим занимаюсь?" Тогда я позвонил кастинг-директору марки Calvin Klein: "Либо я дурак, либо все парижские агентства спятили". Она увидела фото и позвонила: "Точно спятили. Скорее давай ее сюда!" Лену тут же взяли на шоу Cacharel, она сделала три обложки итальянского Vogue. Успокоилась, стала нормально работать.
- Чем вы руководствуетесь?
- Возможно, это интуиция, умение увидеть прекрасное там, где никто этого не замечает, - объяснить это невозможно. Я никогда не работаю с уже востребованными моделями. Когда я показываю новое лицо, часто слышу: "Черт возьми, именно это мне сейчас нужно". Не все, конечно, сразу становятся звездами. А некоторые не становятся никогда. Мода на типаж - ужасная вещь. Когда я увидел фотографии Жени Володиной, я понял, что нашел что-то потрясающее. Но тогда в моде были совсем другие лица, типа Colette - утонченные, средневековые. Женя со своим тонким носом, роковым взглядом аристократки выбивалась из массы. К тому же она была скромной, не говорила по-английски, но как была царственна при этом. Нераскрытая королева, обладающая неимоверной энергетической силой покорения, - это видно всегда, даже у 13-летних старлеток. Они не играют, ничего не придумывают, они такими родились - надо только понять эту природу и развить, но не поломать.
- Вы часто имеете дело с моральными травмами?
- Постоянно. Бывает, что некомпетентный букер, не разобравшись в сущности модели, посылает ее на заказы, которые ей противопоказаны. Замороченная, со штампами в голове, она приходит с одним желанием - заработать денег, о самореализации речи уже нет. А это конец.
- Разве в модельном бизнесе деньги не главное?
- Чтобы заработать 100 долларов и 100 000 долларов, нужно одно и то же время. Если найти подходящего фотографа, если девушка сама сумеет показать перед камерой свои нераскрытые творческие ресурсы, все получится совсем на другом профессиональном уровне. Ни один настоящий фотограф заранее не знает, что он будет снимать: это как дуэт танцоров, когда творить должны двое влюбленных в танец, думать и дышать в унисон. И только от творческого потенциала обоих зависит результат. В том числе и финансовый. Моя задача - дать понять, какой сумасшедший восторг, кайф можно словить от всего этого процесса.
- Какой шанс у русских моделей выбиться в топ-модели?
- Агентства действуют как пираты: только нашли лицо, тут же отправляют на Запад, лишь бы скорее заработать денег. И чаще всего через полгода девочка бросает бизнес, заработав копейки, а ее потенциал остается не реализован, потому что у нее нет сил выдержать конкуренцию таких же, как она, англичанок, француженок, бразильянок. Наталья Водянова - счастливое исключение.
- Вы создали агентство, чтобы помогать русским моделям. В чем именно заключается ваша помощь?
- Недавно в Лондоне девушку ударила машина. Кто ей поможет? Она звонит в агентство, и сразу к ней выезжает наш сотрудник, чтобы успокоить, показать врачу. У нас более 120 моделей, работающих по всему миру, и четыре отделения: в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Москве. У каждой модели есть свое агентство, мы с ними связаны, с некоторыми заключили коммерческие соглашения и получаем от них проценты, на которые содержим бюро, оплачиваем поездки скаутов в разные города.
- Сколько же зарабатывают модели?
- Одна 18-летняя модель стала зарабатывать 300 000 долларов в год.
- Контролируете их расходы?
- Открываю на ситуацию глаза: "Сегодня ты богата. Но завтра можешь стать никем. Остановись, воспринимай успех и неудачу одинаково". Девочкам надо быть очень осторожными в реальной оценке этого бизнеса, слишком много вокруг неграмотной пропаганды. Шоу Fashion TV или передача "Как стать супермоделью" не имеют ничего общего с реальностью. Я хотел бы, чтобы это понимали все девочки, которые мечтают стать моделями.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Гия Джикидзе родился в Краснодаре. Был скаутом: международное модельное агентство Viva поручило ему искать моделей в России и на Украине. Среди его открытий - топ-модель Наталья Водянова, "Мисс Россия-90" Виктория Дронова, топ-модель Инна Зобова.
Наталья Водянова: "Я имею все, что хочу"
Отца я не знала, а одна из двух сестер - инвалид детства. С одиннадцати до тринадцати лет я продавала фрукты на рынке, помогая матери, поэтому на учебу времени совсем не оставалось. Я училась ужасно, но не потому, что была не очень умным ребенком, просто у меня не было времени, надо было работать. Я таскала коробки, каждая из которых весила более 30 килограммов, и даже не задумывалась, какие они тяжелые. Когда мне было 14 лет, приятель привел меня в "Академию моделей", где нас научили декламации стихов и многому другому, но нас никогда не фотографировали. Это было больше похоже на забаву. Когда агент из Парижа сказал: "Ты едешь в Париж, у тебя все будет хорошо, но только если ты выучишь английский за три месяца", - я сделала это. Я имею все, что хочу, и заработала достаточно денег, чтобы моя семья была в безопасности.
Дарья Вербови: "Я ценю каждое мгновение"
В 14 лет я победила в конкурсе моделей и подписала контракт с агентством. Я была готова для своего первого сезона 17 сентября 2001 года. Но Неделя моды в Нью-Йорке совпала с событиями 11 сентября. Из Нью-Йорка я переехала в Париж, затем в Милан. Я безрезультатно участвовала то в одном, то в другом кастинге. В январе 2003 года что-то произошло во мне: я стала сильнее, приобрела уверенность в себе. Я вернулась в Нью-Йорк. А три дня спустя уже участвовала в показе коллекции Марка Джейкобса, еще через неделю работала у суперфотографа Стивена Мейзеля для Prada. Именно тогда для меня все и началось. Я знаю, что это не будет длиться вечно, поэтому ценю каждое мгновение.
Данила Поляков: "Чем раньше начнешь, тем быстрее крыша едет"
Одному надо идти до вершины несколько лет, а другой в первом же дефиле сразу всех заткнет за пояс. Те, кого можно научить, никогда не станут такими шикарными и свободными. Вот я не люблю Линду Евангелисту, потому что она с детства на подиуме. В модельном бизнесе надо начинать не раньше 14 лет - чем раньше тебе вдалбливают, что ты лучше всех, тем быстрее едет крыша. У меня много племянников, и я мог бы помочь им сделать карьеру, но я категорически против, чтобы они в 8-10 лет становились моделями. Ведь в 14 лет лицо и фигура могут измениться, а звездная болезнь останется. В мой первый сезон меня сразу выбрали на шоу Vivienne Westwood, причем на последний выход в пиджаке из золотой парчи. Вивьенн подошла ко мне и сказала: "Oh nice guy!"