Женщина плюхнулась на лавочку и заплакала.
- Что с вами?- участливо спросила Наташа.
Женщина плюхнулась на лавочку и заплакала.
- Что с вами?- участливо спросила Наташа.
- Умереть хочу, вот что!- зло огрызнулась та. - Денег не хватает, муж пьет, начальница стерва!
- Ну что вы, - попробовала утешить Наташа, - жизнь - это подарок!
Женщина окинула ее недружелюбным взглядом и упрекнула:
- Вам хорошо говорить - длинноногой блондинке...
И тут появился Юрик с пустой инвалидной коляской:
- Мам, садись, я колесо подшаманил.
Наташа легко отжалась от лавочки на руках и перекинула длинные ноги в коляску.
- А жизнь - это все-таки счастье!- улыбнулась она на прощание опешившей незнакомке.
Подобных историй в биографии Натальи Авдеенко великое множество. Сын Юра и дочь Неля рассказывают их взахлеб. Они гордятся своей уникальной мамой. Чемпионкой Донецкой области по шашкам, пулевой стрельбе, арм-рестлингу и чемпионкой Украины по настольному теннису. Правда, среди инвалидов.
Жизнь в коляске началась для Наташи Авдеенко два года назад. А до этого 37-летняя жительница курортного Славянска блистала на сцене: преподаватель местного музучилища, она была лауреатом многочисленных всеукраинских музыкальных конкурсов.
Судьба впервые подставила ей подножку, когда загулял супруг.
- Уходишь? Уходи, - сказала Наташа, не терпевшая фальши. И, чтобы прокормить семью, стала по выходным торговать на базаре. Однажды возле прилавка остановился элегантный мужчина.
- А я вас знаю,- сказал он удивленно. - На сцене видел!
У них завязался роман. Цветы, концерты, стихи. Стас любил, когда она пела романсы. Однажды он пришел к ней с обручальным кольцом:
- Едем в Крым на машине: обвенчаемся и отдохнем.
В путешествие отправились в ночь. Что случилось с ними в дороге, Наташа не знает до сих пор. Она запомнила лишь вспышку фар и резкую боль, а в себя пришла только в больнице. Рук и ног она не ощущала.
- Что со Стасом?- спросила сидящего рядом отца.
- Ни царапинки, - ответил тот и почему-то заплакал.
Жениха он больше не видела. Боль очередного предательства усугублялась страшным диагнозом: компрессионный перелом позвоночника, сотрясение мозга, перелом голеней.
За два месяца ее оперировали семь раз, пока не началось заражение крови. И тогда Наташин папа нанял такси и отвез ее в Донецк, в областную больницу восстановительного лечения, специализирующуюся на "спинальниках". Там ей сделали последнюю, восьмую операцию, удалив загноившиеся пяточные кости, и вылечили от сепсиса. А потом начались долгие, мучительные дни возвращения к жизни.
Семь месяцев полной неподвижности заизвестковали суставы, и массажисты буквально ломали их, чтобы вернуть конечностям способность двигаться. Но гораздо трудней оказалось реанимировать Наташину душу. Однажды вечером в палату вкатили коляску, и к Наташе подошел ее спаситель - врач Александр Владимирович Шупиков.
- Хватит валяться, - сказал он с нарочитой грубостью, - давай осваивай технику.
Он поднял ее с постели, посадил на коляску и вывез из палаты. И Наташа поняла, что жизнь продолжается. У окна по теннисному столу весело скакал пластмассовый шарик.
- Он ракетку держит не так, - улыбнулась Наташа. - Можно, я покажу?
Оказалось, что у тела тоже есть память. Еще в школе Наташа была заядлой теннисисткой. А тут она не просто сыграла, а выиграла. И доктор позаботился, чтобы Наташу включили в областные соревнования. Такого результата от нее не ожидал никто: измученная операциями, похудевшая на 20 килограммов, Авдеенко не знала поражений и заняла первое место.
Как и все "спинальники", Наташа делит свою жизнь на два периода: тот, что был до травмы, и теперешний.
- Смешно, - улыбается она, - но я ощущаю себя счастливой! Может, потому, что сбылась моя детская мечта? Я ведь играла в школьной сборной по баскетболу и настольному теннису, хотела поступить в институт физкультуры. Но родители настояли на музыкальном училище и консерватории. А за два последних года я наверстала упущенное - стала мастером спорта и дважды чемпионкой Украины. И на месте я не сижу. На своей спортивной коляске съездила даже в Харьков, на дешевый базар, и купила детям одежду. Прыгала с электрички на электричку, на меня смотрели, как на сумасшедшую. А я поняла, что мобильна!
К толстому блокнотику с адресами новых друзей Наташа относится трепетно.
- Все зовут в гости, - смеется она, поглаживая коленкоровую обложку. - Говорят, мы от тебя энергией заряжаемся.
О трудностях она предпочитает молчать. Частный домик на окраине города давно нуждается в ремонте, отсюда ни позвонить, ни уехать, и Наташа добирается в город по бездорожью, открытая всем ветрам и дождям. Маленькой пенсии хватает только на питание, а печь приходится топить сухим валежником, который дети собирают в лесу. Осенью и весной, когда дорога превращается в кисель, она чувствует себя отрезанной от мира. И, чтобы не дать себе затосковать, вяжет свитера или берет в руки баян. Вот только романсы больше не любит.
- Я поняла великую истину, - сказала она мне в больнице, где раз в год обязательно проходит лечение и где непотопляемую оптимистку ждут с нетерпением и врачи, и больные. - Человек действительно может многое. Он может сопротивляться злому року и переиграть слепой случай. Главное - не сдаваться.
- Говорят, ты победила еще в одном конкурсе? Стала мисс Украины на коляске?
- Да вот, тряхнула стариной. На конкурсе красоты мне присвоили звание мисс Красивая Хозяйка. Модели моих свитеров и мои салаты заняли первое место. А теперь мне безумно хочется попасть на паралимпийские игры. Денег не будет, поеду на коляске. Марш-бросок в Харьков - это ведь только репетиция!