МВД планирует защитить россиян от телефонных жуликов. А что взамен?
Из всех щелей лезут телефонные жулики — их уже полчища. И вот МВД России объявляет конкурс для разработки мобильного сервиса по борьбе с мошенническими звонками. Ведомство собирается защитить россиян от охотников за чужими банковскими счетами, но взамен хочет получить доступ ко всем контактам, сохраненным в телефонах пользователей. А без этого любопытства никак нельзя?
То и дело становится известно о кол-центрах, действующих в местах лишения свободы и чудесным образом остающихся невидимыми для ФСИН, и о новых способах обмана доверчивых россиян. В 2020-м аферисты похитили у добропорядочных граждан около 150 млрд рублей. Хотя и эта цифра скорее занижена, поскольку большинство обворованных не обращаются в полицию, понимая, что добиться возврата денег и наказания виновных практически нереально. А те, кто все же приходит с заявлением в полицию, слышат: вы ведь сами отдали свои деньги мошенникам...
Полицейская система слишком неповоротлива и отстала технически, чтобы эффективно бороться с угрозой. Даже в самой процедуре разбирательства заложены мины, подрывающие правосудие. Как это часто бывает, то, что давно должно было сделать государство, взяли на себя частные компании. На сегодня есть несколько мобильных приложений, хорошо зарекомендовавших себя в борьбе с мошенниками и спамом. Например, Who Calls, Truecaller, сервис от «Яндекса». Недавно специальную опцию к мобильному банку представил «Тинькофф». Такие приложения, в зависимости от настроек, заглушают мошеннические звонки или пропускают их с предупреждающей пометкой.
И вот, когда после появления таких приложений прошло больше 10 лет, в МВД озаботились централизованным сбором данных о мошенниках и защитой от них добропорядочных граждан. На портале госзакупок был объявлен тендер на 63 млн рублей. Указано, что ведомству требуется мобильное приложение, которое будет получать доступ к телефонной книге пользователя и распознавать звонки с номеров мошенников.
Однако, по мнению многих экспертов, МВД проявляет избыточное любопытство, грозящее вторжением в личное пространство. Ведь другим антимошенническим приложениям (Kaspersky Who Calls) не требуется ни номер телефона самого пользователя, ни список его контактов — мошеннические звонки отсекаются на лету.
Любой сбор данных такого рода, настаивают специалисты, означает риск их утечки. А правозащитники заподозрили, что силовики с помощью своего приложения будут следить за кругом знакомств тех, кто по каким-либо причинам неугоден власти.
МВД России в официальном комментарии открестилось от намерений следить за пользователями. Там подчеркнули плюсы инициативы: возможность составлять «белые списки» контактов и кнопка для экстренного вызова полиции. Но многих по-прежнему терзают смутные сомнения. А тут еще депутат-единоросс, член комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный заявил: люди, которые не делают ничего дурного, не должны бояться делиться данными о своих знакомствах с силовиками. «Думаю, многие граждане только обрадуются и поддержат такую инициативу», — почему-то решил депутат.
И тут возникают вопросы. Действительно ли необходимо приложение от МВД, которое будет делать то же самое, что и десяток уже существующих приложений? Зачем тратить на него 63 млн из кармана налогоплательщиков? Почему бы ведомству не договориться с тем же «Тинькофф», с Лабораторией Касперского и другими разработчиками аналогичных приложений о передаче информации о подозрительных номерах?
А главное, почему бы МВД не заняться своей непосредственной работой — всерьез расследовать случаи мошенничества и отправлять преступников под суд? Начать можно со смежников из ФСИН. Какого лешего в тюрьмах и исправительных колониях, где сидельцам, казалось бы, запрещено иметь мобильные телефоны, действуют громадные кол-центры с дорогостоящим оборудованием, тысячами сим-карт и многомиллиардным оборотом?
А со своими контактами мы как-нибудь сами разберемся.