Наша гражданская авиация расплачивается за чужие самолеты
20 лет наши авиакомпании закупали боинги и аэробусы, которые практически полностью заменили в парке «илы» и «тушки». Теперь пришло время платить по счетам всем, кто не слышал призывы к поддержке отечественной промышленности и импортозамещению. Перед угрозой банкротства авиакомпании сокращают маршруты полетов, летчиков и обслуживающий персонал. А ведь еще прошлой осенью в Шереметьево с помпой представляли Клауса Дитера Рольфса, первого иностранного пилота пассажирского самолета «Аэрофлота». За ним последовали другие летчики-иностранцы.
Ничего удивительного, что вопрос политики импортозамещения так остро встал именно в гражданской авиации. Ведь билеты пассажирам продаются за рубли, а платить за лизинг и техническое обслуживание приходится в валюте. В пересчете на евро и доллары выручка авиакомпаний упала практически вдвое. Сократился туристический поток за рубеж, банкротятся туроператоры, что также сказывается на авиационных перевозках.
Именно об этом шла речь на заседании трехсторонней комиссии по трудовым отношениям, которая бьет тревогу в связи с угрозой массовых сокращений персонала в отрасли. «В настоящее время на рынке труда уже происходит высвобождение более 200 командиров воздушных судов, — сообщила зампредседателя ФНПР Нина КУЗЬМИНА. — А всего из числящихся в авиакомпаниях 14,6 тысячи пилотов около 500 получили извещение о предстоящем увольнении с летной работы».
Особо чувствительный удар нанесен «ЮТэйр», авиакомпании «Волга-Днепр», «Московии», «Полету», «Оренбургским авиалиниям», «Ай Флай». «Оренбургские авиалинии» планируют уволить 700 человек, из них 110 пилотов, «ЮТэйр» — 1,5 тысячи человек авиаперсонала, в том числе 300 пилотов. По данным ФНПР, полностью прекращены полеты компании «Ак Барс Аэро», в «Ай Флай» планируют уволить 25-30% сотрудников. Сокращен летный отряд в авиакомпании «Мордовия»...
В начале недели на встрече в Минтрансе обеспокоенные лидеры профсоюза летного состава пытались выяснить, что власти делают для предотвращения спада и сохранения кадров. В ответ услышали расплывчатое: «Рынок есть рынок, а время сейчас сложное». Зато прозвучали упреки, что профсоюз сгущает краски, представляя исход пилотов как массовое явление.
Участвовавший на встрече с министром транспорта Максимом Соколовым президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ удручен происходящим: «Создается впечатление, что никто нас не слышит и слышать не собирается. В министерстве никак не отреагировали на предложение президента проф-союза пилотов РФ Мирослава Бойчука выделить целевую помощь именно тем авиакомпаниям, чей персонал больше других пострадал от кризиса, например «ЮТэйру». Более того, в ведомстве соглашаются с увольнениями, считая это оптимизацией личного состава. Чиновников не волнует, даже если пилоты станут искать себе работу за границей. А ведь на их обучение и подготовку в свое время были истрачены государственные деньги, причем большие».
На этом фоне странно выглядит политика некоторых крупных перевозчиков. Как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», руководство авиакомпании получило 1,5 млрд рублей вознаграждения — вдвое больше, чем годом ранее. А ведь эффективность управления компанией вызывает большие вопросы, хотя ее руководители и продекларировали 13,1 млрд рублей годовой прибыли за прошлый год. Но при этом группа компаний «Аэрофлот», куда входит еще и семь «дочек», за девять месяцев отчитывалась об убытках на 3,56 млрд рублей. Существенно возросла в 2014-м и кредитная нагрузка, поскольку самолетный парк крупнейшего перевозчика на 90% состоит из импортных машин.
Между тем в «Аэрофлоте» продолжают работать 22 иностранных пилота, которых, судя по всему, проблемы отрасли не касаются. Когда профсоюзы про это напомнили на встрече с министром, ответ был однозначный: «Решение приглашать иностранцев принято. Кризис не вечен — пройдет время, и потребность в кадрах снова возникнет». Из чего можно сделать вывод, что воздушным гастарбайтерам сокращения не грозят. Хотя немец Клаус Дитер Рольфс, первым занявший место за штурвалом лайнера «Аэрофлота», куда-то запропастился.
Кризис, разумеется, не вечен. Но это совсем не повод, чтобы усугублять сегодняшние трудности ошибочными решениями. Как тут не вспомнить пролоббированную прошлым летом поправку в Воздушный кодекс, распахнувшую иностранцам двери в кабины наших лайнеров. Казалось бы, самое время дать задний ход сомнительной инициативе, особенно на фоне нарастающих санкций и разговоров об импортозамещении. Во-первых, это необходимо для российской системы подготовки пилотов, которая из-за падения спроса на кадры может быть окончательно разрушена. Во-вторых, для безопасности самих полетов. В штатной ситуации международный экипаж общается между собой и землей на английском языке, а при форс-мажоре, как говорят психологи, срабатывает фактор стресса, и каждый интуитивно переходит на родной язык — помните провал радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях...»?
Как нам стало известно, депутат Госдумы Михаил Дегтярев подготовил законопроект, отменяющий разрешение российским авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов. Он считает, что это решение приняли «в угоду практически одной компании, по сути, перекрывшей дорогу многим профессиональным российским пилотам». Собственно, так и вышло: иностранцы пока летают только в «Аэрофлоте». Но ведь и он не может себя ощущать в полной изоляции от кризиса. Так, например, в де-кабре вдвое сократилась частота рейсов «Аэрофлота» в Бангкок, обычно весьма загруженных в это время. А еще раньше из компании ушла большая часть персонала, обслуживавшего поставленные на прикол российские Ил-96.
Остается добавить, что отечественные авиаперевозчики постановлением правительства занесены в список 119 системообразующих предприятий, которые в кризисной ситуации могут рассчитывать на поддержку государства. И это правильно, поскольку огромная страна не может существовать без регулярного авиасообщения. Однако перед оказанием поддержки из бюджета, который формируется в том числе за счет наших налогов, следовало бы спрашивать с тех, кто посадил столь важную отрасль на импортную иглу.
В результате обесценения рубля стоимость новых российских лайнеров практически сравнялась со стоимостью подержанных иностранных самолетов, выпущенных 15-20 лет назад. А стоимость новых боингов и аэробусов в рублевом выражении в 2-3 раза выше, а с учетом пошлин — в 3-4 раза. Но этим выигрышем воспользуются только те авиаперевозчики, которые размещали заказы на российских заводах.
Алексей Синицкий, эксперт, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»
— Падение курса рубля ведет к снижению пассажиропотока и сокращению доходов авиакомпаний, особенно их валютной компоненты, от международных перевозок. В то же время существенная часть расходов авиакомпаний — прежде всего лизинговые платежи и оплата услуг по техническому обслуживанию и ремонту самолетов — зафиксирована именно в валюте. То есть доходы резко падают, а расходы стремительно растут. Плюс к тому перевозчики вступили в новые авиационные реалии с чрезмерной долговой нагрузкой и избытком провозных емкостей. В результате необдуманных действий по замене авиапарка на импортные самолеты отрасль оказалась под огромным давлением санкций. А это может похоронить всю нашу гражданскую авиацию. Так уже было с Ираном.
Вадим Олейников, эксперт комитета по транспорту ГД РФ
- Несмотря на санкции со стороны Запада, нет ни четкой программы развития отрасли, ни продуманной кадровой политики. Прошлым летом была надежда на возрождение регионального самолета Ил-114, который, как говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, поставят на конвейер в Самаре. Но вдруг из ОАК в ильюшинскую фирму приходит новый гендиректор Сергей Сергеев и заявляет о новых планах - мол, не нужны нам ни Ил-114, ни Ил-112, мы теперь начнем создавать новый самолет Ил-212. Так это мы уже проходили — браться за новое, не доведя до ума старое! И совершенно очевидно, какой на выходе будет результат.