Есть такая профессия - актеров любить

Маргарита Эскина сделала все, что от нее требовалось, и ушла из жизни на 76-м году с чувством выполненного долга перед своей большой семьей.

Представители ни одной другой творческой профессии не нуждаются в любви и восхищении так сильно, как актеры. Быть любимым - необходимое условие выживания для артиста. Чаще всего они подпитываются любовью от благодарных зрителей, реже - от режиссеров и совсем уж редко - от собственных коллег. Маргарита Александровна Эскина свою жизнь посвятила единственной в своем роде профессии, назначение которой формулируется всего двумя словами - "любить актеров". Больше от нее, собственно, ничего и не требовалось, но умение сохранить в себе этот жаркий пыл на протяжении всей жизни требует особого душевного дара. Она росла в семье Александра Моисеевича Эскина, создателя и первого директора ЦДА имени Яблочкиной, и с самого детства зналась с лучшими артистическими силами страны. Видимо, от тех лет и пошло ее твердое убеждение в том, что актеры - лучшие люди на свете. И хотя трескучие фразы о том, что "актеры - это большая семья", произносятся буквально на каждом углу, для Маргариты Александровны это были не просто слова, а естественный образ мыслей. То есть нужно любить папу, маму, сестру и еще, само собой, актеров. А как же по-другому? Редко у кого вхождение в профессию совершается таким же органичным способом, как это было у нее. Для Эскиной отправление обязанностей директора ЦДА имени Яблочкиной было не просто исполнением определенных служебных инструкций, а нормальной семейной жизнью со всеми ее радостями и огорчениями. Маргарита Александровна была нормальной многодетной матерью, в любую минуту помнящей о том, кому в какой момент подтереть нос, а кому - подоткнуть одеяло. Учитывая число ее подопечных, можно даже сказать, что она была матерью-героиней. Чуть больше года назад свидетелем ее героизма стала актерская братия, вся как один явившаяся на защиту своего Дома. Уже тогда тяжело болевшая Эскина не смогла присутствовать на этом памятном собрании, но произносила пламенные речи, которые транслировались по телефону в зал, в защиту своей семьи прямо с больничной койки. Этот пример стойкости, данный ею, во многом способствовал тому, что героями показали себя тогда чуть ли не все известные московские актеры, и благодаря этому Дом на Арбате удалось спасти.

Конфликт

В борьбе за дом


В июле 2007 года Росимущество распорядилось передать Центральный дом актера на баланс Россвязьохранкультуры. В декабре 2007 года чиновники потребовали освободить помещения. Маргарита Эскина подняла на борьбу за ЦДА буквально всю театральную общественность страны. В январе 2008 года состоялась театральная сходка, участники которой потребовали от президента и правительства сохранить Дом актера. После вмешательства высших чиновников Росимущество отказалось от посягательств на ЦДА. Точка в затяжном конфликте была поставлена всего за несколько месяцев до смерти Эскиной.

Голос

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра:

"Она добилась своего и отстояла Дом актера"


- Маргарита Александровна - из тех, кого можно назвать аккумулятором театральной деятельности. Стоя во главе Дома актера, она совершила одно величайшее дело: сохранила связи нашего театрального мира с ближним и дальним зарубежьем, со всем бывшим СССР. Каждый год в Дом актера приезжали из бывших союзных республик замечательные артисты, которых смело можно назвать гордостью нашей культуры. Как-то раз покойную Софико Чиаурели в один из приездов в Москву организаторы спросили, как ее представить публике - наверное, как народную артистку СССР? Она ответила: "Я народная артистка исчезнувшей цивилизации". Маргарита Александ-ровна делала все, чтобы мы никогда не забывали об этой самой исчезнувшей цивилизации, и в этом ее великая заслуга. Все 20 лет, что Эскина стояла во главе Дома актера, она боролась за его существование. Может быть, из-за этого она и потеряла так рано свое здоровье. Одна из последних попыток отнять у людей театра их дом случилась в прошлом году. На борьбу с чиновниками из Росимущества поднялся огромный коллектив, "дирижером" которого, несмотря на свою тяжелую болезнь, была Эскина. Она добилась своего и отстояла Дом актера, выполнив таким образом предназначенную ей миссию. Выиграла и ушла из жизни. Мы не знаем, что случится с Домом актера без нее, но об этом сегодня рано думать. Давайте лучше подумаем, как отдать должное человеку, который сохранил для нас этот дом. Прощаясь с Эскиной, мы должны выразить ей всю нашу любовь и восхищение.

Вера Васильева, народная артистка СССР:

"Она была вождем наших сердец"


- Мы потеряли изумительного человека. Маргарита Александровна была добрым и действенным другом, всеобщей мамой. Она пеклась и о театральном деле, и о театральном досуге, заботилась о расцвете творческой молодежи и вместе с тем не забывала старых людей. Благодаря Эскиной в Доме актера не было разделения на великих и невеликих - все были равны. Словом, она была настоящим вождем. Вождем наших сердец. Теперь, когда ее не стало, нужно понять, что нам делать дальше. По правде говоря, я не вижу сегодня человека, который мог бы заменить ее. Достойных преемников нет. Может быть, имеет смысл временно создать штаб, состоящий из тех людей, которые были рядом и работали бок о бок с Маргаритой Александровной. Главное, чтобы во главе не встал какой-нибудь свадебный генерал. Я очень уважаю Табакова, но он всегда занят и не сможет уделить Дому актера должного внимания. Юрий Соломин тоже безумно занят... Поэтому не надо торопиться и спешно возводить кого-то на трон. Мы не имеем права потерять Дом актера. Ни в коем случае нельзя развалить дело, которому Эскина отдала всю свою душу и жизнь.