Химические реагенты стали действительно серьезной проблемой. Причем не только для москвичей. Власти многих городов перешли на использование химикатов для очистки улиц от гололеда и снега. Соль с песком оказалась очень вредной для окружающей среды. В иные годы зимой на улицах столицы оказывалось до 350 тысяч тонн технической соли. Она выжигала почву и деревья. Надо было что-то предпринимать: решили использовать химические реагенты. Но эффект оказался не лучшим. Страдают животные (реагенты разъедают лапы собакам), портится обувь, даже машины получают свою дозу химии. Смесь "химии" и дорожной грязи дает иногда такой эффект, что на автомойке приходится мыть машину по два раза в день.
- Химическая грязь разъедает пластик и металл. Вот увидите, как по кузову полезет ржавчина весной, - говорит сотрудник автомойки Саша, куда я загнал свое авто после езды по дорогам.
В последнее время у Саши работы прибавилось: водители, которым не безразлично состояние "железного коня", занимают очередь на автомойку с утра пораньше.
- Правильно делают: реактивы смешиваются с автомаслами, прочей гадостью с дорог, и на машинах образуется жирная грязь, которая буквально съедает металл, - говорит мойдодыр. - Поэтому мыть машину при такой погоде надо как можно чаще. Хотя бы просто смывать эту агрессивную пленку.
В этом я убедился, когда проехался по московским улицам. К вечеру машина была заляпана дорожной грязью, как хрюшка. Пришлось снова ехать в автомойку, смывать реагенты. И кто их только придумал?
- Совсем обойтись без них нельзя, - говорит пресс-секретарь столичного департамента ЖКХ Марина Орлова. - Мы и так с прошлого года перешли на сберегающий режим. Химия используется только на автострадах. А московским дворникам строжайше запрещено использовать реагенты во дворах, на остановках и переходах. Снег убирается только лопатами.
Но жителям от этого не легче. С начала года в общества защиты прав потребителей обратились десятки москвичей с жалобами на испорченную обувь. Ни сапоги, ни ботинки не рассчитаны на использование их в агрессивной среде.
- Сейчас еще не ясно, сумеет ли гранитная крошка эффективно заменить реагенты, - говорит Марина Орлова. - К сожалению, не все, что делается на Западе, хорошо. Дело в том, что, когда гравий перетирается машинами до состояния мельчайших частиц, в воздухе и образуется вещество под названием РМ10. Попадание этой пыли в организм человека приводит к силикозу - профессиональной болезни шахтеров.
Только этого нам еще не хватало! Наверное, придется воспользоваться советом интуристам и ходить на работу в резиновых галошах. Благо, такого добра в магазинах навалом. Жалко ведь портить ботинки из хорошей кожи, купленные всего месяц назад...
А КАК У НИХ?
Химия как средство борьбы с обледенением дорог не пользуется популярностью в таких северных странах, как Канада, Норвегия и Финляндия. В канадской столице Оттаве мне довелось наблюдать, как щедро рассыпают мелкую гальку по проезжей части, предварительно сдвинув снег на обочину. По весне песочек бережно сгребают в контейнеры и увозят на хранение до следующей зимы. При этом галька не просыпается в люки сточной воды, защищенные сеткой. Схожий метод применяется в Хельсинки, только там рассеивают мраморную крошку: она вмерзает в ледяной панцирь, и никто уже не скользит.
Норвежцы также не знают, что такое жижа, грязь и слякоть под ногами и колесами. Не так давно они опробовали новый способ борьбы со льдом. Песок смешивается с водой, доведенной до температуры 95 градусов. Вода мгновенно подтопляет лед, твердые крупинки почти достигают асфальта, вмерзая в новообразованную корочку. Образуется подобие наждачной бумаги. Это практично: если песок после проезда ста машин сбрасывается к краю дороги, то корочка остается нетронутой.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Андрей Данько, заместитель директора Дирекции по эксплуатации дорог Гильдии предприятий коммунального хозяйства:
- В этом году в Москве мы разделили реагенты, которые используются на проезжей части и на тротуарах. Первые - это хлористый кальций, простой и модифицированный, а также средство борьбы с гололедом. Все они сертифицированы на экологическую безопасность. На тротуарах и остановках общественного транспорта реагенты не используются. Эти территории обрабатываются гранитной крошкой, чтобы пешеходы не жаловались на "кашу" под ногами. На мой взгляд, это самый экологически чистый реагент, он даже на радиоактивность проверяется. Мы прислушались к критике и перестали эксплуатировать хлористый кальций натрий модифицированный (ХКНМ) и некоторые импортные смеси. Я считаю, что применяемые сегодня реагенты оптимальны с экологической и с экономической точки зрения.
Алексей Яблоков, эколог, лидер фракции "Зеленая Россия":
- Многие реагенты, применяющиеся на дорогах для борьбы со снегом и льдом, вредны для автомобилей и обуви пешеходов. В большинстве российских регионов используется соль с песком. Эта смесь очень эффективна и безопасна для здоровья людей, но последствия ее применения для уличных насаждений просто ужасные. Попадая с проезжей части на газоны, соль подавляет траву, цветы, деревья. В принципе любое вещество, в том числе и кальциевая смесь, может стать ядом, если его чрезмерно применять. Чтобы не наносить вред городской флоре, надо лучше чистить улицы и повсеместно использовать гранитную крошку, а для пешеходов подогревать тротуары, как это делается в Европе.
КАК УБЕРЕЧЬ ОТ РЕАГЕНТОВ
...обувь
Ежедневно натирайте сапоги и ботинки кремом или специальными водонепроницаемыми жидкостями. Не забывайте после улицы тщательно протирать обувь влажной тряпкой.
...лапы животных
После каждой прогулки обязательно мойте лапы своему питомцу проточной водой, даже если они чистые. Во многих магазинах продается специальная "обувь" для животных.
...машины
Не скупитесь на мойку авто. Раз в неделю обязательно смывайте грязь с машины.