ОСТАЛОСЬ ДВА ДЕМОКРАТА,

Итак, после предварительных выборов в 14 штатах среди претендентов на Белый дом от демократической партии определились реальные, а не виртуальные лидеры. До начала их Говард Дин, бывший губернатор Вермонта, шел впереди всех с большим отрывом. И национальный комитет демпартии явно делал ставку на него - как на человека, имеющего наибольшие шансы свалить на выборах Буша. Но теперь, проиграв - тоже с большим отрывом - четырнадцать раз, он обещает сойти с круга, если почувствует, что "вредит партии".

Более трезвые люди уже сделали это - Кэрол Браун, Ричард Герпхардт, Джо Либерман и, наконец, генерал Уэсли Кларк. Все они поняли, что в гонке явно определились два фаворита - сенаторы Джон Керри и Джон Эдвардс. Первый, так сказать, официальный любимец, второй - сам по себе и даже вызывает несомненную аллергию у столпов демпартии. Сейчас в ходу словечко "выбирабельный" (electable), то есть способный привлечь симпатии наибольшего количества избирателей. И титул этот негласно присвоен Керри.
Сенатор Эдвардс - воплощение так называемой "американской мечты". Из рабочей семьи, единственный, получивший высшее образование, ставший одним из лучших судебных адвокатов и потому уже к тридцати годам сделавшийся мультимиллионером. Что еще, казалось бы, нужно для партии, именуемой "демократической"? Но беда в том, что Эдвардс толкует избирателям о "двух Америках" - в одной все распрекрасно, в другой люди еле сводят концы с концами и не имеют возможности лечиться. Он грозится поломать нынешнюю грабительскую систему здравоохранения и много чего еще в том же духе.
Сенатор Керри - кандидат более привычного образца, свой человек в Вашингтоне и без всяких революционных программ. Собственно говоря, вообще без программы, если не считать громких слов и лозунгов. Но зато - ветеран Вьетнамской войны, трижды отмеченный за ранения знаком "Пурпурное сердце". И тоже мультимиллионер, правда, не собственными усилиями, а благодаря жене, к которой перешло от покойного хозяина соусной фирмы-гиганта "Хайнц" все его состояние. На его стороне не только партийная машина, но и мощный клан Кеннеди - старшего сенатора от того же Массачусеттса и многолетнего друга Керри, о совместных загулах с которым не раз писала пресса. Оба эти фактора - не пустяк. Помимо открытой и закулисной агитации в пользу "выбирабельного" кандидата, национальный комитет демпартии автоматически, без выборов располагает 801 делегатом съезда - функционеры, которые сделают так, как диктует партийная дисциплина. Большинство на съезде, необходимое для номинации, - 2162 голоса, так что комитетский резерв может оказаться решающей "гирей" на весах съезда.
Керри пока имеет в активе 356 голосов, Эдвардс - 125, а предстоит еще побороться за 3343 делегата. То есть основная борьба еще впереди. Между тем началась война компроматов. Если общепризнано, что Эдвардсу предъявить нечего, прошлое у него без "скелета в шкафу", то к Керри есть множество нелегких вопросов. В среду через Интернет распространен снимок 1970 года, где Керри митингует вместе с кинозвездой Джейн Фондой, которую тогда прозвали "ханойской Джейн" - она умудрилась попасть в Северный Вьетнам, воюющий с Америкой, и ее фотография - сидит в "седле" зенитки, из которой недавно вели огонь по американским самолетам, - вызвала в стране бурю гнева.
А Керри был одним из вожаков организации "Ветераны против войны во Вьетнаме", швырял боевые награды в мусорный бак у Белого дома. Но, как оказалось позже, не свои, а чьи-то еще, свои-то он сберег и потом украсил ими свой сенаторский офис. Это все ему начали припоминать, как и то, что он голосовал против первой иракской войны, когда Саддам Хусейн захватил Кувейт, но - за вторую войну, которой теперь попрекает Буша.
Обнаружились и другие несообразности, за которые его упрекают в "двуличии". Докопались даже до того, что он никакой не ирландец, каковым его считали в Массачусетсе - самом "ирландском" штате. Дед его был чешский еврей Фриц Кон, принявший католичество, бабушка - венгерская еврейка, также перешедшая в ватиканскую веру. В Америку они прибыли в 1905 году, а в 1921 году дед, имевший обувной бизнес, застрелился из-за "финансовых трудностей". Фамилия, по рассказу родственника сенатора, появилась так. На карту Европы бросили карандаш, и он упал острием на ирландское графство Керри. Дело не в том, что среди американцев так уж силен антисемитизм, а в том, что они не любят, когда претенденты на выборную должность морочат им голову.
Может быть, руководители демпартии помогут Керри доскакать до партийного финиша и выйти на поединок с Бушем. Но возможен и иной исход, как это было с Джимми Картером, когда мало известный фермер-губернатор неожиданно для всех сначала вырвался в лидеры, а потом ворвался в Белый дом. Это был дружный протест электората против вашингтонской коррупции. В любом случае судьба президентского кресла решится не в Бостоне на съезде демпартии, а в ноябре на всеобщих выборах. И, пожалуй, единственный, кто действительно способен нарушить баланс в коридорах власти, это Эдвардс.