Сопоставимая по мощи российская эскадра во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" в последний раз выходила на боевую службу в 1996 году. Но тогда задачи были поскромней - те маневры носили почти парадный характер и посвящались 300-летию Российского флота. Да и район плавания поближе - Средиземное море.
Конкретная дата нынешнего выхода в Индийский океан тихоокеанского и черноморского отрядов кораблей пока не определена, она зависит от политического решения руководства РФ. Об этом заявил представитель штаба Тихоокеанского флота. И тут же вступил в противоречие с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. По словам более искушенного в дипломатии главы оборонного ведомства, сроки начала похода в Индийский океан "зависят исключительно от технической готовности". Ну, не признаваться же, в самом деле, Сергею Иванову, что команду поднять якоря он отдаст в зависимости от того, какой ход наберет в ближайшие дни американо-британская военная машина в Персидском заливе?
В том, что действия российских моряков на самом деле будут продиктованы именно этими обстоятельствами, сомневаться не приходится. Во-первых, исключительного по нынешним временам масштаба поход, без сомнения, планировался бы как минимум за год. Ведь пришлось бы загодя готовить штабы и экипажи, провести ремонт и докование кораблей, подсобрать тысячи тонн топлива, масел и т. д. Да и для поднятия боевого духа приунывших у причалов моряков о маневрах наверняка объявили бы заранее. А ничего подобного не было.
Во-вторых, если бы речь на этот раз в действительности шла об обычной боевой подготовке, вряд ли в Индийский океан направили бы корабли Черноморского флота. Зона ответственности черноморцев - Средиземное море, и, чтобы отработать поиск подводной лодки или атаку авианосца, им незачем отправляться за тридевять земель.
Тогда какие цели могут быть поставлены перед российскими кораблями в Индийском океане? Секрета нет, наш ВМФ десятилетиями "холодной войны" накапливал опыт противостояния с американскими коллегами на всех океанских широтах: разведка, слежение за действиями "вероятного противника", демонстрация собственной готовности к бою. Но с пушек чехлов не снимали ни мы, ни они. Времена, конечно, сильно изменились, однако, судя по действиям наших заокеанских партнеров, "дипломатию канонерок" в мире так до сих пор и не отменили.
Кстати, когда несколько лет назад самолеты США бомбили Югославию, многие военные эксперты сходились во мнении, что американцам пришлось бы быть сдержанней, если бы в районе боевых действий находились наши корабли. Увы, к балканским берегам Россия тогда смогла снарядить лишь разведывательный корабль "Лиман". Между тем руководство Черноморского флота все же прозондировало, как отнеслись бы американцы к появлению возле их авианосцев наших крейсеров. Для этого накануне отправки "Лимана" из Севастополя началась демонстративная погрузка топлива и боезапаса на другие корабли флота. Затем провожавший "Лиман" тогдашний командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов под прицелами десятков телекамер внезапно для журналистов остался на борту "Лимана", взявшего курс в Средиземное море. В принципе это могло означать лишь одно - следом снимутся с якоря другие корабли.
Журналисты не видели, что сразу за боновыми воротами Комоедов пересел на подошедший катер и вернулся в свой штаб. И по многим информационным агентствам полетела сенсационная весть: Россия решилась на "демонстрацию силы" у берегов Югославии.
Тогда это был блеф. Теперь на блеф непохоже.