С часу ночи до пяти утра на Первом канале «треплются» как аксакалы эфира, так и новомодные блогерши
На новогоднее телевидение народ отреагировал вяло. Казалось, по давно сложившейся традиции, он, придя в себя, должен был начать плеваться на «Огоньки» и прочий праздничный отстой. Но не стал. Даже «СамоИрония судьбы» не вызвала ожидаемого девятого вала зрительского гнева — лишь ленивое ворчание: мы-де иного и не ожидали. И равнодушию этому есть несколько объяснений.
Первое. Многодневные каникулы были введены черт знает когда, но до сих пор они волнуют депутатов и чиновников, пытающихся выяснить, следует ли электорату так долго бухать, портя здоровье. Или все же лучше ограничиться тремя-четырьмя днями, а остальные посвятить самоотверженному труду. Нынешняя ситуация придала вопросу особый оттенок. Выпуски новостей утверждают, что предприятия, обеспечивающие нужды оборонки, работают в три смены при одном выходном. На них праздная десятидневка не распространяется. Выходит, подавляющая часть трудящихся к общенародному делу не приспособлена. Тысячи тачают снаряды, а миллионы — слушают Киркорова с Басковым. И это, конечно, нехорошо.
С другой стороны, госканалы, в последнее время отдавшие свой эфир актуальной публицистической составляющей, на эти самые десять дней отправили в отпуск Соловьева, Скабееву и Ко. Следовательно, власти понимают, что ток-шоу с участием величайших умов страны, одинаково разбирающихся в геополитике, экономике, ковиде и футболе, своими речами праздничному настроению не способствуют. Потому и решили дать время им и нам отдохнуть.
Но вспомните себя школьниками. Чем ближе был финал каникул, тем сильнее угнетала неизбежность возвращения к повседневной рутине: к тригонометрии, истории КПСС и НВП. В нашем случае — к «60 минутам», «Вечерам...» и прочему. В душе свербило.
Второе. От телевидения давно никто ничего нового не ждет. Ну провели в связи понятно с чем некую ротацию участников «Огоньков». Принципиально что-то изменилось? Зачем тогда плеваться? Поважнее есть дела, нежели неспособность «ящика» к переменам.
Переходим к существенному моменту. От бесконечно повторяемой фразы, что после 24 февраля ничего не будет как прежде, уже некуда деться. В этой-то связи и возник ехидный вопрос: а что же ТВ? Его новую ипостась мы поначалу ощутили во всей полноте: на главных кнопках развлекательные программы исчезли, уступив место политике. Но потом они тихой сапой поползли назад, придавая эфиру прежний, дооперационный вид. Значит, тупик? Нет, российское телевидение глобально меняется, и не за горами тот момент, когда оно станет совсем другим.
Для большинства не только аудитории, но даже и профессионалов осталось неосознанным следующее. Телевизионный контент теперь делится не столько на общественно значимый и развлекательный, сколько на тот, что смотрят, и тот, что воспринимают как фон. Здесь жанровые различия уже не имеют особого значения. Судя по бесчисленным отзывам в социальных сетях, не отрываясь, от начала и до конца, люди готовы принимать лишь сериалы и фильмы. Этому явлению поспособствовало множество обстоятельств. В частности, то, что уделом кинопроката остались лишь зрелищные блокбастеры, а драмы перестали привлекать жующую попкорн публику.
А остальное народ смотрит краем глаза, даже супер-пупер-популярные проекты вроде «Голоса» или всяких там «Масок». Можете представить себе человека, который не отрываясь, разинув рот, внимает какому-нибудь там Малахову с народными песнями? Уж не говоря о политических ток-шоу. Какую дополнительную информацию даст непрерывное лицезрение экспертов Соловьева сверх того, что они говорят? Никакую.
И вот этот момент очень четко уловили на Первом канале, где в ночном эфире запустили шоу «Подкаст.Лаб».
Слово «подкаст» должно вызвать неприязнь у главы комитета по культуре Ямпольской, вставшей на путь войны с англицизмами. С «лаб»-то все понятно. Кто ж из нас не прогуливал лабы (лабораторные работы). А потом не пытался защититься с научным руководителем в виде завлаба. Но вот точно перевести «подкаст» на русский не получится. Если грубо, то это треп в радио или телеэфире, выложенный в Сети. По сути, то, что показывает «ящик» и что не является художественным кино, легко переводится в подкаст. Смотреть — необязательно. Слушать можно, занимаясь другими делами. С разной степенью внимательности, в зависимости от того, интересна тема или нет.
На «Первом» ежедневно, с часу ночи и до пяти утра, «треплются» как аксакалы эфира (Якубович, Дибров, Гузеева), так и новомодные блогерши. Они рассказывают об авиации, космосе, спорте, моде, литературе, тех же сериалах, сексе, астрологии, истории и историях, в том числе и любовных... Обо всем. Даже анекдоты травят. Как только проект появился, зрители предъявили претензии: «Этот старый пень нам неинтересен», «На кой нам та молодая самовлюбленная дура»! Озвучьте программу, а мы уж сами решим, что смотреть.
Но нет! Тут важен принцип непредсказуемости. В чем преимущества такого формата? А в том, что он избавляет вещателя от необходимости пиара и объяснений, почему именно это надо смотреть... Смотреть-то как раз и необязательно! Но вот разговор «на фоне» может оставить равнодушным, а может и зацепить. К тому же разнообразие «болтунов» (или, если угодно, спикеров) предполагает, что каждый в «Лабе» сможет найти что-то свое.
Разумеется, есть в этом некое легкомыслие. Но оно сейчас честнее, нежели деление проектов на актуальные и неактуальные, на архиважные и проходные. На патриотические и беспринципные.