Сечин просит не спешить
Вице-премьер против продажи энергетических компаний по бросовым ценам
Игорь Сечин показал характер. Вице-премьер, отвечающий в правительстве за ТЭК, выступил против немедленной приватизации крупнейших государственных энергетических предприятий. Зачем резать — точнее, отдавать за полцены — ту самую курицу, которая несет золотые яйца?
В канун Нового года Игорь Сечин отправил письмо премьеру, в котором изложил свою позицию по поводу продажи предприятий ТЭК. Вице-премьер предлагает вернуться к обсуждению планов приватизации, которые были утверждены годом ранее. Эти планы составлялись в сложное время, когда экономика с трудом выходила из кризиса и казалось, что Минфину не удастся свести концы с концами. Вот для пополнения государственной казны и включили в срочном порядке в перечень объектов, подлежащих срочной приватизации, крупнейшие госкомпании топливно-энергетического комплекса, в частности «Роснефть», «Транснефть», «Зарубежнефть», Федеральную сетевую компанию (ФСК) и «РусГидро».
Однако спустя время выяснилось, что опасения были преувеличены. Вопреки ожиданиям государственный бюджет-2011 был исполнен с профицитом. То есть денег оказалось вполне достаточно на федеральные нужды, помощь регионам и социальные программы. Достаточно в том числе потому, что ТЭК работал эффективно и исправно пополнял бюджет. Вполне логично, по мнению Игоря Сечина, не торопиться с продажей системообразующих предприятий, которые в руках государства являются эффективным инструментом борьбы с кризисными явлениями.
Тем более что существует аргумент, который идеологи радикальной либерализации постоянно приводят в спорах с оппонентами. А именно: государственную собственность надо продавать, чтобы заработать средства на реформы и социальные программы. Но законы рынка требуют, чтобы вещи продавались как минимум не ниже их реальной стоимости, а лучше, естественно, если получится продать с прибылью. Так вот исходя из этой логики как раз сегодня для приватизации самое неподходящее время.
В частности, вице-премьер приводит простой аргумент. Если исходить из государственных интересов, то акции «Роснефти» должны быть реализованы по 10,2–10,8 доллара за единицу. Потому что в ходе «народного IPO» в 2006 году цена продажи была 7,55 доллара, а с учетом процентов от размещения на банковских депозитах каждая акция поднялась в цене примерно на 10 долларов. Сейчас из-за приближения второй волны кризиса и нестабильных цен на нефть при продаже ценных бумаг в лучшем случае получится выручить 7–8 долларов. Потом рынок восстановится, бумаги энергокомпаний подорожают, но разницу в цене уже положит в карман участник приватизационной сделки. Не потому ли во властных структурах сегодня так много желающих ускорить процесс?
Как считают эксперты, Сечин точно выбрал время для обращения к премьеру. Фактически у либералов не осталось доводов в пользу ускоренной приватизации. Кроме утверждений, что предприятие в частных руках априори работает эффективнее, чем в руках государства. В последние годы было слишком много примеров, которые опровергают этот тезис.
Остается напомнить, что идеолог либералов в кремлевской администрации Аркадий Дворкович год назад настойчиво добивался ослабления влияния государства в ключевых отраслях. В результате по решению президента влиятельные члены правительства были выведены из состава директоров крупнейших госкомпаний. Сторонники укрепления влияния государства в экономике потерпели поражение. Но теперь выясняется, что не окончательное.