Возвращенные в неизвестность

Новодевичий может стать началом тотальной передачи памятников древнерусского искусства РПЦ

По информации, полученной неофициально в Минкульте, списков памятников конфессионального искусства, которые в ближайшее время должны сменить владельца, пока не существует, зато есть проект закона, по которому РПЦ должно быть передано практически все. Возникает масса вопросов: неужели все иконы заберут из музеев, а все музеи, зачастую находящиеся в зданиях бывших монастырей, попросят вон? Как будет осуществляться надзор за этими памятниками старины, как правило, требующими постоянной, сложной и дорогостоящей реставрации? Наконец, будет ли к ним обеспечен доступ не только квалифицированных хранителей, но и широких зрительских масс?

Специалисты грустно разводят руками, не высказывая ни малейшего оптимизма. Многие просто воздерживаются от комментариев, как сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Говорить о том, что происходит у коллег, таким музейщикам кажется не просто излишним либо бестактным, но и опасным: не буди лиха, словно заклинают себя искусствоведы, каждый день приходящие на работу в стены древней обители.

Новодевичий — не первый знаковый монастырь, который уходит в подчинение церкви. Еще в начале 1990-х из Донского монастыря, сохраненного как единый историко-архитектурный комплекс усилиями светских ученых и хранителей, был выселен Музей архитектуры им. Щусева, находившийся там с 1930-х и много сделавший для поддержания древних стен. К слову, тогда взамен освобожденной территории столичные власти обещали передать музею помещения равной площади (примерно 12 тысяч кв. метров), но их хранители ждут по сей день, ломая голову, как сберечь выброшенные из монастыря фонды.

Схожая ситуация недавно сложилась в Рязанском кремле и в Ипатьевском монастыре Костромы, и, похоже, без разработки принципиально новой системы взаимоотношений музеев и церкви проблемы будут только накапливаться.

Мнение

Епископ Феофан (Ашурков): «Мы не варвары»

— Сегодняшнее внимание власти к делам церкви говорит о торжестве справедливости, о том, что государство действительно идет по правовому пути. Россия является правопреемницей государства, которое было в прошлом. В свое время оно неправомерно отобрало церковное имущество, в храмах устраивались самые разные заведения, вплоть до совсем непотребных, множество церквей было разрушено. Сейчас страна стремится исправить все свои ошибки, сделанные ранее. При этом происходящий сегодня процесс не стоит путать с реституцией, которая подразумевает компенсацию всего уничтоженного, церковь не настаивает на реституции. Очень важно, что сегодня в обществе нет идеологии атеизма, мы вернулись в нормальное, цивилизованное русло.

Безусловно, церковь способна сохранить то, что своими силами донесла до XX века. Ведь шедевры Андрея Рублева, Феофана Грека — все они были созданы в церкви. Многие монастыри созидались целыми поколениями людей на протяжении столетий. Очень печально было наблюдать, как храмы, подчас построенные аж в XII веке, десятилетиями стоят в лесах, которые в итоге истлевают и заменяются новыми. Необходимо сохранять достояния культуры и духовные ценности, которые были созданы нашими людьми.

Не стоит думать о варварстве церкви при передаче объектов, считающихся музейными. При разумном подходе будет обеспечена не только преемственность в научной работе, но и еще более продуктивная и ответственная деятельность как священников, так и музейных сотрудников. Пример — Троице-Сергиева лавра и Соловки.

Марина Шведова, заведующая филиалом Государственного Исторического музея «Новодевичий монастырь»:

— Самое сложное в этой ситуации — дать однозначный прогноз. С одной стороны, музей и мы как его филиал не можем не оценивать позитивно тот факт, что в Новодевичьем все-таки вновь будет монастырь. Но в течение 50 лет здесь находился музей, и в отношении самого архитектурного ансамбля именно ГИМ стоял на страже того, чтобы монастырь сохранил свой облик.

Через три года Новодевичьему исполнится 500 лет, и в какую точку ни ткнешь на его территории, попадаешь в событие отечественной истории, причем такое, что вписано в учебники. Но ведь невозможно в подобном месте обойтись без музея! О чем теперь идет речь? Вероятно, этот музей будет не государственным, а церковным, конфессиональным. А есть ли у нынешней РПЦ практика создания больших исторических музеев?

Подобная практика была в дореволюционной России, но теперь возникла принципиально новая ситуация. Мы должны создать новую форму музейной жизни. Если делать это необдуманно, непрофессионально, без поддержки государственных структур и высококвалифицированных специалистов, это будет чревато огромными утратами в области знания отечественной истории.