ПРИНЯЛ НА ГРУДЬ - О БАРАНКЕ ЗАБУДЬ

В самый канун Нового года правительство РФ внесло коррективы в Административный кодекс, действующий в нашей стране с 1 июля: приняло постановление, которое устанавливает порядок медицинского освидетельствования водителей на предмет употребления спиртных напитков.

Шесть месяцев здесь не было никакой ясности. В кодексе вроде и говорилось, что нетрезвые автомобилисты будут строго наказываться. Однако как установить, а главное, зафиксировать это самое состояние, никто не знал. Гаишники заставляли дуть водителей в так называемую трубку контроля трезвости, писали бумаги и передавали их в суд. А там ушлые адвокаты все опровергали и добивались полной отмены наказания, мотивируя, как правило, тем, что экспертиза была проведена якобы не в соответствии с законами. И, если водитель по пьяному делу не совершал серьезной аварии, а просто находился в машине "под мухой", то его освобождали от какой бы то ни было ответственности. По суду! Теперь любителям принять на грудь и после этого прокатиться с ветерком, похоже, станет несладко.
Не собираюсь давать советы, как обмануть бдительного гаишника поклонникам "зеленого змия". Последнее это дело. А вот о том, как теперь должны действовать дорожные инспекторы, чтобы направить вас на медицинское освидетельствование, поговорить стоит. Поскольку не исключено, что ретивые гаишники попытаются и из этого правительственного документа извлечь выгоду и станут направлять к врачам любого водителя, который им почему-то не понравился. Ведь в Административном кодексе ясно сказано, что за отказ от "пьяной экспертизы" водитель наказывается солидным штрафом. Но сначала - о самом освидетельствовании.
Теперь его могут проводить только прошедшие специальную подготовку врачи медицинских учреждений, которые имеют лицензию на осуществление такого рода услуги. Специалисты подобных учреждений могут работать и по вызову гаишников, если в этом появится необходимость. В сельской местности экспертизу на трезвость могут, в порядке исключения, проводить медики фельдшерско-акушерских пунктов.
Так что, если вы увидите большой "форд" у дороги, в который вас приглашают гаишники, чтобы вы подышали в трубочку "контроля трезвости" (по правилам они имеют право именно приглашать на эту процедуру, но с обязательным составлением протокола - В. Х.), то можете спокойно проигнорировать их намерения. Постарайтесь, правда, сделать это как можно вежливее, поскольку инспекторы могут вас препроводить в стационарную поликлинику на обследование. Правда, перед этим они обязаны заполнить протокол, подписать его и дать на подпись вам. Без соблюдения этих формальностей врачи не должны проводить никаких экспертиз.
Все это желательно помнить и, кроме того, точно знать, в каких случаях работники жезла могут обоснованно направить вас на медицинское освидетельствование. Причинами могут быть следующие моменты: если от вас исходит явный запах алкоголя, если у водителя нарушена речь, дрожат пальцы, если у него неустойчивая поза, а на лице имеются характерные для выпивших красные пятна и так далее.
Сами понимаете, что такие расплывчатые правила не остановят ретивых гаишников, и они выпишут направление на медицинское освидетельствование. Совета у меня на этот счет два. Первый: попробуйте все-таки доказать, что вы не пили последние несколько дней. Для этого есть много способов, но главный - "идущие к сердцу гаишника" слова. Можно, к примеру, сообщить инспектору, что запах, который он якобы учуял, идет от жидкости, которой омываются лобовые стекла вашей машины. Кстати сказать, ситуация совершенно жизненная. Меня однажды чуть не отправили на экспертизу именно из-за того, что вокруг моего авто стояло амбре на километр - в омывателе стекол была залита жидкость, разведенная на этиловом спирте. Второй. Не подписывайте протокол, где гаишники утверждают, что, по их мнению, вы ехали на машине подшофе. После освидетельствования, которое вам придется все-таки пройти, чтобы не платить штраф за отказ, вам будет легче "прижать" ретивых блюстителей в суде. Тут дело ведь попахивает серьезным нарушением прав человека.
Но есть моменты, когда любой водитель обязан пройти медицинское освидетельствование на предмет своей трезвости. Их два. Первый. Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, то врачей не миновать. Особенно, если авария серьезная. И тут даже не важно, кто был виновником ДТП. Надо, значит надо! Второй. Экспертизу придется проходить, если гаишники получили информацию от свидетелей, которые утверждают, будто вы перед тем, как сесть за баранку, выпили солидную дозу спиртного. Тут уж вам не поможет никакой "антиполицай" или другое сильное средство, отбивающее запах алкоголя. Врачи возьмут биопробы на анализ и выяснят истину. Однако сообщения граждан вряд ли дождутся посты ГИБДД в ближайшее время. Таков российский менталитет - не любим мы доносить, сексотничать. Думается, в данном случае - зря, ведь из-за пьяных водителей происходит большинство трагедий на наших дорогах. И ведь чаще всего окружающие, собутыльники со спокойной совестью наблюдают, как пошатывающийся водитель садится за руль после приема изрядного количества спиртного. Знают, что человек пьян, что может натворить много бед, а подпускают к автомобилю.
Теперь о самом медицинском обследовании. В нем тоже есть свои тонкости. Так, обязателен не просто осмотр пациента, но и обязательное лабораторное исследование не менее двух так называемых биологических проб - выдыхаемого воздуха, слюны, мочи. При сомнительной картине необходимо проведение повторного анализа биопроб через 30 минут. Если и в этом случае вы не согласны с выводами эскулапа, то вы вправе потребовать еще одного медицинского освидетельствования, но уже у другого врача. Во всех случаях каждый врач обязан по форме составить акт медицинского освидетельствования в двух экземплярах, заверенных печатью медицинского учреждения. Кроме того, в акте должно быть записано и сообщение о состоянии автолюбителя, по которому можно оценивать степень опьянения. Минздрав предусматривает шесть вариантов такой записи: трезв, признаков употребления алкоголя нет; установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены; алкогольное опьянение; алкогольная кома; состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (с указанием вещества); трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья. Нетрудно догадаться, в каких случаях никакого нарушения правил нет, и автомобилист не может быть лишен права управления машиной или оштрафован - в первых двух. С последним пунктом есть неясность. Водителя вроде бы не имеют права отстранить от управления автомобилем тотчас, но направить его за новой справкой о состоянии здоровья, которая всегда предъявляется при прохождении технического осмотра, могут запросто.
В правительственном постановлении ничего не сказано о том, можно ли все-таки садиться за руль, если ты выпил, допустим, бокал пива. А это значит, что чиновники не доверяют водителям. Может, это и правильно, Ведь неумение считать опорожненные рюмки и стаканы - тоже в российском характере.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Полицейский останавливает пьяного водителя, едущего против движения.
- Ты куда собрался, приятель?
- Не знаю, но думаю, что опоздал, - все уже обратно едут.