...РАЗЛУКА БУДЕТ БЕЗ ПЕЧАЛИ?

Известная ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем способна была нарушить разве что лепоту

Известная ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем способна была нарушить разве что лепоту уездного городка, в котором проживали гоголевские персонажи. А вот разрыв отношений между двумя совладельцами британского холдинга TWG, контролирующего почти две трети мощностей по производству алюминия в России, способен обрушить мировой алюминиевый рынок. Как сообщили российские и зарубежные информационные агентства, Д. Рубен, возглавляющий лондонский офис холдинга, подал на "развод" со своим компаньоном, бывшим советским эмигрантом Л. Черным, который координирует деятельность этого холдинга в странах СНГ.
Такой поворот не может не аукнуться на судьбе двух крупнейших алюминиевых заводов России - Красноярского (КрАЗ) и Братского (БрАЗ), контролируемых этим британским холдингом. На оба эти предприятия приходится львиная доля российского алюминиевого экспорта, который, между прочим, удовлетворяет свыше 12 процентов мировых потребностей в этом металле.
Чашу терпения Д. Рубена переполнила деятельность его компаньона на постсоветском пространстве. В Казахстане, как уже рассказывалось в прессе, Л. Черной переориентировал менеджмент предприятий горно-металлургического комплекса на перекачку максимальной прибыли в свои офшоры. Предприятия понесли убытки такого масштаба, что казахстанские власти разорвали контракты с TWG, в результате чего Д. Рубен утратил ощутимый сегмент своего бизнеса. Позже, уже в Украине, Л. Черной сумел добиться контроля над Николаевским глиноземным заводом (НГЗ), который обеспечивает около 20 процентов потребностей российских алюминиевых заводов в сырье. Манипулируя финансовыми потоками, Л. Черной добился беспрецедентной убыточности завода. И в этом случае местные власти изгнали людей Л. Черного с предприятия.
По сообщениям экспертов, Л. Черной, лишившись своего тандема с Д. Рубеном и не имея возможности напрямую извлекать барыши из НГЗ, пытается восстановить свои позиции на заводе, блокируя поставки туда сырья из-за рубежа. По тем же данным, блокада НГЗ способна оставить без сырья подконтрольный британцам КрАЗ. В этих условиях возможно временное падение производства на КрАЗе, что, по расчетам Л. Черного, должно послужить предметным уроком Д. Рубену. Обвал мирового рынка алюминия в расчет не принимается.
По большому счету, российские алюминиевые заводы оказались в роли заложника пришлых толлингеров и солидарной с ними части российских менеджеров. И те, и другие привыкли работать на льготных условиях толлинга. Принятое недавно решение правительства РФ от отмене толлинговых льгот, совпавшее, кстати, с ссорой в лондонском офисе TWG, ставит этот холдинг в равные конкурентные условия с теми производителями алюминия в России, кто выступает за ликвидацию экзотической рыночной модели, известной как "капитализм по договоренности".
Очевидно, что в конечном счете именно апологеты нормального капитализма станут определять лицо российской алюминиевой отрасли. И пока этого не произойдет, Россия обречена оставаться бессильной участницей вздорных ситуаций, подобных нынешней, когда двое перетягивают канат, который при разрыве способен затянуться на ее шее.