ИСКЛЮЧЕНИЕ, СТАВШЕЕ ПРАВИЛОМ
Недавно в Хабаровске состоялась выездная сессия Верховного суда России. Слушалось дело представительницы местной Фемиды г-жи Антушевич. Она в нарушение закона, самолично, прямо у себя на квартире оформляла разрешения на вывоз в США российских детей. Вряд ли это делалось только из любви к иностранцам, но корыстный умысел в суде доказан не был, и "жрице правосудия" дали условную меру наказания. Тем не менее за этим фактом стоит целое явление, название которому - международная торговля детьми.
Само собой, это гадкое дело прикрыто фиговым листком благотворительности. Стоит сразу оговориться: когда такая деятельность осуществляется в рамках закона и во благо младенцев-сирот, она вызывает только уважение. Но в данном случае речь идет о циничном бизнесе, который расцвел на почве нашего беспредела.
Международная конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ определяют иностранное усыновление как исключительную меру, которая допускается только тогда, когда нет абсолютно никакой возможности дать ребенку нормальную жизнь в России. Но эта "исключительная" мера у нас стала правилом: число детей, вывезенных за рубеж за последние несколько лет, выросло на 72 процента. Проще говоря, иностранцы усыновляют более 5600 детей в год. В то же время внутри страны идет обратный процесс - число усыновленных детишек снизилось на 14 процентов. Самое обидное, что происходит это вовсе не потому, что в России мало желающих брать сирот в семьи...
- Просто для россиян чиновники создают массу препятствий, - считает начальник управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры РФ Геннадий Полозов. - Чтобы усыновить сироту, наш гражданин будет год собирать справки и ходить по инстанциям. Иностранцы же решают этот вопрос в считанные дни, несмотря на то что вопрос усыновления решает суд, рангом не ниже областного. К тому же, как показывают проверки, если до российских граждан информация о детях, подлежащих усыновлению, практически не доходит, то иностранцы не испытывают в ней недостатка. К их услугам - полные сведения о ребенке, в их распоряжении фото- и видеосъемки, им предоставляется право беспрепятственно посещать детские учреждения. Для того чтобы угодить иностранцам, чиновники от российской медицины изобрели даже так называемый метод "избыточной медицинской диагностики" детей-сирот. На практике это значит: здоровому ребенку ставится диагноз такого заболевания, чтобы оно испугало нашего кандидата на усыновление, а зарубежным представителям тихонько говорят: не беспокойтесь, у малыша все в порядке.
Эта откровенная "липа" вызвала возмущение даже за рубежом. Например, посольство Италии в России обратилось к нашему правительству с нотой, в которой акцентируется внимание на том, что поставленные российскими медиками диагнозы детям, усыновленным итальянскими гражданами, как правило, не подтверждаются, малыши оказываются здоровыми. Минздрав со своей стороны отвергает данное обвинение. Но любой желающий в федеральном банке данных о детях-сиротах может "полюбоваться" такими нелепыми диагнозами, как "задержка речевого развития" у двухмесячных младенцев (!) или "интеллектуальная недостаточность", хотя такой болезни в природе не существует.
Мы проверили все решения судов по иностранному усыновлению. Каждое (!) базируется на формулировке "исключительные обстоятельства". Хотя в чем исключительность - никто не удосужился объяснить.
МАЛЫШАМ И ТАМ НЕСЛАДКО
Благо, если бы иностранное усыновление обеспечивало нашим малышам счастливую и безоблачную жизнь. Но факты, которые мне сообщили в Генеральной прокуратуре, свидетельствуют, что в этом вопросе далеко не все благополучно. Случай с семьей Бьючемин - не самый страшный.
Не так давно в результате жестокого обращения американской гражданки Полрейс погиб усыновленный ею из Тульского дома ребенка двухлетний Константин Шлепин. Эта трагедия получила широкую огласку в США. А в России - молчок! Супруги Терн прямо в самолете из Москвы в Нью-Йорк так избивали двух удочеренных ими воспитанниц Воронежского областного дома ребенка, что пришлось вмешиваться экипажу. Но Россия опять молчит. И что с этими детьми сейчас, никто не знает.
Нередко наших детей вывозят, даже не оформляя усыновления. Вот примеры. С 1995 года в Испании незаконно удерживаются пять воспитанников Донской школы-интерната Тульской области, попавших туда якобы во время турпоездки. Испанские семьи, где находятся дети, не усыновляют их и не возвращают на родину. Используют как батраков? Думай что хочешь, ведь об условиях пребывания этих юных российских граждан на чужбине правоохранительным органам ничего не известно.
Еще восемь воспитанников интерната из Тульской области были отправлены "для отдыха" в ту же Испанию и не возвращены в Россию. При этом испанские семьи, в которых удерживаются российские дети, отказали директору интерната (законному опекуну) во встрече с его подопечными. Что они там делают? Как живут? Неизвестно.
Почему же бездействуют правоохранительные органы?
- За рубежом мы можем действовать только через структуры Министерства иностранных дел, - ответил мне начальник управления Генпрокуратуры Геннадий Полозов. - Генпрокуратура сделала множество запросов в МИД о судьбах наших детей. Но в лучшем случае получаем оттуда отписки типа "работа по выяснению ситуации продолжается". Недавно и.о. Генпрокурора Устинов вынужден был направить министру иностранных дел России представление "Об устранении нарушений законодательства о защите прав и интересов детей-сирот, пребывающих за пределами России". Но реакции пока нет.
КТО ОСТАНОВИТ БЕСПРЕДЕЛ?
Считается, что Россия сама сиротами не торгует. Этим занимаются сотни иностранных фирм, имеющих у нас представителей и своих лоббистов во властных структурах.
- В Восточной Европе черный бизнес на детях начался с Румынии после свержения режима Чаушеску, - рассказал мне Геннадий Полозов. - Эту страну сразу же заполонили агентства, продававшие детей куда угодно. Потом румынские власти опомнились, приняли по этому вопросу жесткое законодательство. Многие такие агентства быстренько переместились в Россию, где вообще не имелось законов против торговли детьми, поскольку раньше такой проблемы у нас не существовало. Правоохранительные органы начали срочно готовить соответствующие законопроекты, поправки в Уголовный кодекс. Но процесс шел с мощным противодействием чиновников на всех уровнях.
Мы подготовили законопроект о запрещении деятельности зарубежных агентств по торговле детьми. Предложили внести в Уголовный кодекс норму об ответственности за посредническую деятельность при усыновлении. Все это с огромными трудностями дошло до президента. Но кто-то, видимо, на него надавил, и Ельцин наложил "вето". Пришлось заходить с другой стороны. В конце концов пробили законы, призванные защищать права детей. Однако в них остались такие "лазейки", через которые наши младенцы так и вывозятся за рубеж. На этом рынке в России работает 90 только американских фирм, а ведь есть еще немало итальянских, испанских, датских... За одно усыновление они выставляют цены "новым родителям" до 70 тысяч долларов. Но эти деньги официально в Россию не попадают. Правда, много идет на взятки российским чиновникам, судьям, тем, кто пробивает нужные им законы.
- То есть мы позволяем чужим дядям торговать своими детьми, даже не получая с этого элементарных налогов?
- Конечно. Ведь эти фирмы зарегистрированы за рубежом. У нас они не лицензированы и орудуют незаконно.
- В таком случае почему правоохранительные органы не пресекают их деятельность?
- Повторю, вокруг этой проблемы сформировался целый мафиозный клан, завязанный "на верхи". Здесь крутятся огромные деньги. Пролоббированы такие законы, которые создают сложности правоохранительным органам, зато позволяют уводить от ответственности фактических торговцев детьми и их подручных. Например, наше законодательство позволяет упоминавшимся фирмам содержать в России своих представителей как бы для работы в судах. Но те выходят далеко за рамки этой деятельности - подбирают кандидатуры детей, договариваются о зарубежном усыновлении, подкармливают чиновников. Поймать за руку преступников в таких случаях практически невозможно, что, кстати, продемонстрировали итоги выездной сессии Верховного суда в Хабаровске - инофирмы остались "чистенькими".
- Значит, этот орешек Генпрокуратуре не по зубам?
- Скажу честно: под махинациями вокруг международного усыновления лежит такая серьезная материальная и организационная основа, что прокуратура в одиночку справиться с ней не сможет. Нужна помощь МВД, ФСБ, у которых есть оперативные службы. А главное - нужны воля, авторитет, мощь всей государственной системы.
Генеральная прокуратура направила свои предложения по этой проблеме в администрацию президента России, Федеральное Собрание, правительство. От того, какие будут приняты решения, зависят судьбы Толи, Наташи, Аллы, Оли Самкиных и тысяч других наших детишек, оказавшихся на чужбине.