Замолчат все: сенаторы приветствовали наказание чиновников за хамство
Новый документ должен уравновесить скандальный закон о неуважении к власти
Совет Федерации оставил положительный отзыв на законопроект депутата Александра Старовойтова о изменениях Уголовного кодекса в части дополнительной ответственности чиновников и других должностных лиц. Однако у СФ остались некоторые замечания, и Старовойтов готов их учесть.
«Разделяя позицию автора законопроекта об актуальности поднятой тематики, в то же время обращаем внимание, что пояснительная записка к законопроекту не содержит статистических данных или данных правоприменительной практики, позволяющих сделать вывод о недостаточности существующего правового регулирования», - пишут представители СФ в отзыве на законопроект (цит. по «Известиям»). Также сенаторы ждут подробного обосновния необходимости закона и опасаются его ересечения с частью 3 ст. 286 УК «Превышение должностных полномочий».
Смысл готовящегося закона – зеркальный ответ на громкий запрет оскорблять чиновников, говорит депутат. Поначалу законопроект не проходил Госдуму,
правительство и Верховный суд. В первый раз документ поддержало осенью Питерское заксобрание, а 10 декабря о санкциях за хамство чиновников высказался
президент Владимир Путин. «Если человек пришел на работу в государственный орган или муниципальный и еще хамит там, людей оскорбляет, ему там не место. Я с этим полностью согласен. Как это отрегулировать в нормативной базе, давайте подумаем», - сказал президент на заседании Совета по правам человека (цит. по РИА Новости).
Если уголовную статью «Оскорбление представителя власти» пока отменить не представляется возможным, закон должен предусматривать и ответственность чиновника за слова, рассуждает Старовойтов.
Согласен с ним и член СПЧ Кирилл Кабанов: все россияне должны быть равны перед законом. Требуя от граждан уважать чиновников, мы вправе требовать от госслужащих и уважительного отношения к простым людям.
Законопроект о неуважении к народу выгоден Кремлю, поскольку уравновесит несправедливость сложившейся ситуации: чиновника оскорбить нельзя, а сами чиновники практически безнаказанны, говорит глава Института избирательных технологий Евгений Сучков.
Политолог Пётр Кирьян назвал идею в первую очередь сигналом для властей, а во вторую – законодательной инициативой. Пока нет ясности, как будет работать закон на разных уровнях – от муниципального до федерального. Разработчикам желательно конкретизировать понятие хамства, считает политолог. Стоит подумать и о том, как быть с формальными отписками чиновников. «Ваша проблема не может быть решена, потому что она не может быть решена», - очень частый оборот, напомнил он.
Время от времени чиновники действительно позволяют себе спорные высказывания. Так, в ноябре прошлого года отличилась уже бывшая глава департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких. «Вам государство вообще в принципе ничего не должно, а вам должны ваши родители, потому что они вас родили. Государство их не просило вас рожать», - эти слова в адрес молодёжи Кировограда вызвали широкий резонанс, молодую чиновницу отстранили от работы. По мнению некоторых наблюдателей, форма подачи информации со стороны девушки отразила огромную пропасть между народом и властью, а смысл её слов указывал на кризис в экономике и конец прежнего компромисса чиновников с населением: «мы вас подкармливаем, вы к нам лояльны».
Той же осенью интернет буквально взорвался от высказываний экс-министра занятости, труда и миграции Саратовской области Натальи Соколовой. Дама предложила учиться укладываться в прожиточный минимум. «В каждый сезон есть продукты, которые дешевеют и которые дорожают. А макарошки всегда стоят одинаково. А кефир? Все равно это очень дешево!», - отмечала она. Мем про «макарошки» разошёлся повсеместно и, кажется, жив д сих пор. Соколову также уволили, но предложенная ею смешная прибавка для пенсионеров в 288 рублей была одобрена.
Но стоит радоваться нарождающемуся закону о хамстве чиновников? Едва ли. Финансовые, силовые и пропагандистские ресурсы остаются в руках узкой группы людей со своими, отдельными от масс, интересами. При слабеньких институтах - парламентах, судах и СМИ, исправно работать будет прежде всего скандальный закон о неуважении власти. Он появился в начале года. Намеренно размытые формулировки и серьёзные наказания превосходно работают на создание нервозности в обществе. Ровно такая же история с печально известной статьёй 282 УК. Кремль даже пошёл на её частичную либерализацию. Но в целом проблема с выражением мнения по-прежнему остра, и рано или поздно «сорные» законы придётся серьёзно уточнять либо отменять окончательно: у россиян растёт запрос на новый уровень вовлечённости в принятие решений и взаимодействия с государством, утверждают социологи. Замечательно то, что пересматривать нашумевшие законы, возможно, будут те же люди, кто их когда-то принял.