Новая Симоновская сцена театра имени Вахтангова быстро наращивает репертуар
Симоновская сцена театра имени Вахтангова, подобно сказочному наследнику царя Салтана из сочинения Пушкина, «растет» не по дням, а по часам. В течение трех недель – четыре премьеры: «Вечер шутов», «Любовь у трона», «Очарованный странник» и «Цвейг. Новеллы».
Открывшаяся нынешней осенью сцена легендарного театра начала жизнь «с чистого листа». Можно было перенести спектакли с других сцен (репертуар театра Вахтангова – огромный), но если все в театральном доме новое (только зеркала старинные),и век новый, и силы молодые новы – так зачем заниматься повторами? Тем более что Симоновская сцена открыта с особой целью – показа спектаклей-размышлений, спектаклей-раздумий, классики, серьезной прозы, исторической литературы, чтобы публика искала и находила ответы на важные вопросы, чтобы душа трудилась, чтобы чувства не скукоживались.
Литература для постановок берется серьезная. Все четыре премьеры – о вечном и насущном: любви и предназначении человека, правде и игре, власти и цене, которую платит правитель, о страхах, идеях, фобиях... И о борьбе света и тьмы, ангела и демона, чистоты и порока. Программное произведение Николая Лескова «Очарованный странник» в постановке Натальи Ковалевой настолько созвучно дню сегодняшнему, что невольно задаешься вопросом: неужели мы вернулись в дикий дореволюционный капитализм, в рабство, в мир эксплуатации, описанный русскими классиками? Все его пороки, болезни, нарывы, позоры – никудане исчезли. Люди с деньгами и статусом глумятся, используют людей бесправных. У них нет угрызений совести, нет границ морали, сострадания. Есть только их интересы, желания и власть. И есть «очарованный странник» – сын желанный, выпрошенный у неба бедной женщиной,– Иван Флягин (Игорь Карташев). Пороки тоже не обошли стороной Ивана. Он пил, был на краю бездны, обманывал, не оправдывал ожидания женщин, но не стал зверем, гадом, как многие другие. Ему жаль ребенка, оставшегося без матери, брошенную любимым бедную девушку, и жаль большую страну, которая позволяет нерадивым, бесчестным, преступным людям распоряжаться людьми и душами.
Лесков писал «Очарованного странника» по следам своего путешествия к монахам Ладоги. К ним идет и Иван Флягов. Он приходит к цели с выросшими за спиной крыльями. Спектакль «Очарованный странник» - о превращении грешника в человека праведного. Иван, обретя черты святости, говорит, что у него «нет ума». «Безмолвие ума» – библейская фраза – отчасти приговор умным, но лишним героям русской литературы – Чацкому, Онегину, Печорину, Рудину… Увы, многие образованные люди в России использовали свои знания не для того, чтобы спасти мир, а чтобы сделать его еще более запутанным. Они слишком много рассуждали, хитрили и сбегали с поля битвы. От таких умников страдают чистые души. Спектакль «Очарованный странник» – как река (действие начинается у реки), где бьется чистый источник, и этот источник – русская душа.
Ставить Лескова в театре сложно, потому что затрагиваются слишком тонкие миры, и в нем особая стилистика речи. Далеко не все актеры могут передать поэтику Лескова. Вахтанговцам это удается. Уже сегодня, сразу после премьеры, театралы в один голос говорят, что Игорь Карташев проникновенно играет Ивана. Режиссер спектакля Наталья Ковалева на пресс-конференции сказала о том, что «Игоря Карташева порекомендовал директор театра Вахтангова Кирилл Крок».
Кирилл Игоревич в течение трех лет с утра до ночи занимался строительством Симоновской сцены. В «Очарованном страннике» красной нитью проходит мысль о способности человека делиться своим даром с другими. Вахтанговцы умеют делится. И эти дары очень нужны для нашего очищения. Художественный руководитель театра Римас Туминас очень хотел, чтобы на сцене шел Лесков. Он курировал создание спектакля от зарождения идеи до финала. Пришлось поменять режиссера. Но все трудности позади. Для зрителя «Очарованный странник» может служить маяком, который приведет к верному выходу.