Как остановить сворачивание бизнес-контактов между Россией и Германией в условиях введения санкций и антисанкций?
Холодный ветер перемен в большой политике все больше сказывается на экономическом сотрудничестве. Германия и Россия, совсем недавно называвшие свои отношения не иначе как стратегическими, второй год подряд фиксируют резкое снижение товарооборота между двумя странами. Как повернуть вспять эту горькую тенденцию? Как остановить сворачивание бизнес-контактов в условиях введения санкций и антисанкций? Эти вопросы все чаще задают представители деловых кругов Германии.
Обеспокоенность немецких предпринимателей можно понять. На глазах рушатся годами наработанные связи с партнерами из России. Особенно чувствительны к таким переменам небольшие немецкие предприятия. Для них потеря места на российском рынке может оказаться невосполнимой. Вот почему именно представители среднего бизнеса Германии решили создать деловое сообщество, которое они назвали «Новый шелковый путь».
Как сказал в интервью «Труду» один из организаторов ассоциации Уве ЛОЙШНЕР, новое объединение будет не только помогать небольшим немецким компаниям, ведущим бизнес в России и странах Азии, но и способствовать укреплению доверия между народами. По его словам, дошедшее до нас из глубины веков само понятие «шелковый путь» является синонимом открытости границ и добрососедства, когда торговля была не только способом перемещения товаров, но и мощным двигателем культурного обмена.
«Мы должны учитывать, — говорит Уве Лойшнер, — что границы существуют не только между странами, но и в головах людей. И такое «пограничное мышление» мешает осуществлению смелых и важных начинаний в бизнесе».
За год основатели ассоциации посетили девять стран, в том числе Россию, Казахстан, Китай, государства Средней Азии. Было подписано несколько соглашений о продвижении культурных и гуманитарных проектов, главная цель которых — улучшение взаимопонимания между народами и создание благоприятного климата для делового сотрудничества.
Кстати, название ассоциации «Новый шелковый путь» выбрано неслучайно. Во-первых, многие из тех немецких предпринимателей, вошедших в объединение, работали или работают в тех странах, по которым когда-то проходил старейший торговый путь из Европы в Азию. А во-вторых, сегодня сама идея восстановления Шелкового пути, что называется, на слуху. Предприниматели ряда европейских и азиатских стран изучают возможности по созданию сухопутного коридора между Китаем и Западной Европой. Самые серьезные намерения в этом плане высказывает Иран. Но пока обстановка вокруг этой страны остается нестабильной, иранский проект так и будет находиться в подвешенном состоянии. В то время как между Китаем и Германией уже четыре года действует прямой сухопутный коридор по железной дороге.
Этот железнодорожный коридор от Гамбурга до северных провинций Китая, получивший название «Шелковый путь», организовали российские РЖД и немецкая железнодорожная компания DeutscheBahn (DB). Сегодня три грузовых состава еженедельно отправляются в обе стороны. Большую часть пути эти составы проходят по железнодорожным веткам России. Понятно, что DeutscheBahn видел в ассоциации немецких предпринимателей «Новый шелковый путь» своего естественного партнера.
«Мы занимаемся логистикой, техникой, — говорит управляющий директор DBSchenker Андре Хемпель, — и у нас просто не хватает времени на чисто человеческие контакты. А они очень важны, если мы хотим серьезно развивать свой бизнес. И здесь ассоциация «Новый шелковый путь» может стать важным помощником как для нашей компании, так и для других немецких фирм».