Императрица русской оперы

В Москве на 87‑м году жизни умерла Галина Вишневская – уникальная оперная певица и великая женщина, один из символов России ХХ века.

 Судьба Вишневской – драматичнее некуда. Звезда и гордость Большого театра на протяжении 20 лет. Проклинаемая официальной советской пропагандой диссидентка. После 17 лет изгнания – триумфальная возвращенка...

По таланту, красоте, осанке это была императрица. Хотя родилась в обыкновенной ленинградской семье. Родители, рано расставшись, по сути отказались от нее, девочку растила бабушка. Потом – война, блокада, пройдя которую, Галина впервые поняла, как бесконечно доб­ры бывают простые русские люди и насколько они заслуживают лучшей доли, чем та, что имеют. Уже став мировой знаменитостью, спев на сцене Большого все главные сопрановые партии, связав судьбу с одним из ярчайших артистов и общественных деятелей эпохи – виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, родив двух прекрасных дочерей – то есть достигнув всего, о чем только может мечтать женщина, – она сохраняла в душе эту боль за униженных. Приютила вместе с мужем у себя на даче опального писателя Солженицына, за что в конце концов и была изгнана со всей семьей из СССР.

В сбросившую бремя обветшавшей советской власти, но разоренную и униженную Россию 1990‑х она вернулась победительницей. Не скроем, порой опьяненной тем, что оказалась сильнее своих гонителей. Помнится, какими тяжелыми гвоздями вбивались в уши императивные фразы ее первых пресс-конференций на Родине: «До тех пор, пока Россия не покается за коммунизм...» Чего в этом было больше – стремления к справедливости или мстительной радости воительницы?

Но постепенно все вставало на свои места. Москва построила Галине Павловне роскошный Центр оперного пения, которому в конце концов певица и предпочла свои квартиры за границей. Семья Вишневской восстановила для России квартиру-музей Шостаковича в Питере. А когда подошел срок переизбираться президенту Путину (не сейчас, а в предыдущие его перевыборы), Галина Павловна – бывшая диссидентка и ненавистница спецслужб – в интервью «Труду» четко сказала: при нем в страну пришла стабильность, я за то, чтобы он остался.

Помню огромное интервью по следам съемок в фильме Сокурова «Александра», где на вопрос корреспондентов, не страшно ли было сниматься в Чечне, Галина Павловна усмехнулась: после того, как на твой родной город три года каждый день сыплются тысячи бомб, ничего не страшно. А в самом последнем интервью, год назад, говорила, что в Америке тем, кто пренебрежительно отзывался о роли России в войне, отвечала: «Один победитель был в мире – Россия, отдавшая столько жизней. Заткнись, если ты такой дурак и не знаешь, что такое была Россия во Второй мировой войне!»

Больше этой резкой, властной, безумно талантливой, немыслимо красивой женщины нет. Горько.