За два месяца число посетителей в московских ресторанах упало в полтора-два раза. Заведения в пределах Садового кольца оттока пока не почувствовали, а кафе в стороне от центра дефицит ощутили. Официанты ресторана "Пиво-Хаус" на Нижней Масловке жалуются: клиентов с сентября стало меньше раза в два.
Андрей Б. работает менеджером по рекламе в офисном центре у трех вокзалов. "Раньше днем приходилось ждать, пока освободятся столики, - рассказывает он, - теперь же зал полупустой, многие приносят еду с собой".
Москвичи реже стали захаживать даже в недорогие кафе быстрого обслуживания. С этим согласились в сети "Му-му".
- Мы просто стараемся быть как можно приветливее с покупателями и почаще им улыбаться, - сказали "Труду" в одном из ресторанов сети.
Другие рестораны уже завлекают клиентов антикризисным меню. В одних это просто расширенный ассортимент салатов по 90-120 рублей, в других под антикризисным меню понимают продленный до 19-20 часов бизнес-ланч. В синема-кафе "Орленок" в Сокольниках в меню цены не изменились, но на кассе каждый посетитель получает скидку 20%. Если раньше первое, второе и салат, стоили 600 рублей, то теперь на 120 рублей меньше. Как сообщили "Труду" в администрации кафе, число посетителей благодаря дисконту резко увеличилось.
ЧИТАТЬ НЕ НА ЧТО
В супермаркетах сократились продажи дорогой прессы. Спрос упал на глянцевые ежемесячники и еженедельники по 80-100 рублей за номер, где рекламируются дорогие товары и услуги. Марьяна Кирсанова, студентка, обычно покупает журнал Cosmopolitan. "Теперь буду читать в интернете", - девушка кладет издание обратно на полку.
При этом в октябре общий показатель объема продаж печатной продукции даже вырос на 8%.
- В первую очередь это связано с сезонным всплеском продаж в предновогодний период, - пояснил "Труду" председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
В плюс рынок "вытянуло" заметное повышение спроса на ежедневные газеты, в которых дается анализ экономических процессов. Но это ненадолго. Александр Оськин прогнозирует падение спроса на печатную продукцию в начале 2009 года на 10-20 %. Москвичи станут покупать исключительно дешевые газеты или откажутся от прессы вовсе. Так поступят те, у кого на работе есть интернет.
МАНИКЮР БЕЗ ОЧЕРЕДИ
Зато записываться на маникюр и стрижку заранее теперь совсем не обязательно. Если в парикмахерской все мастера заняты, достаточно заглянуть в соседнюю - там наверняка цирюльник скучает. Как сообщили нам в имидж-лаборатории "Персона", количество посетителей в последние месяцы заметно сократилось. Остались только постоянные клиенты.
- Если раньше уже в начале декабря было непросто записаться на новогодние праздники, то сейчас свободных мест хватает, - рассказывают в одном из салонов.
ЛЕЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ ПОТОМ
Москвичи экономят и на здоровье. Как рассказал "Труду" главврач клиники "Частная практика" Евгений Волохов, за последние две недели сократилось количество обращений ко всем специалистам, больше всех в этом смысле пострадал самый дорогой врач - стоматолог. Москвичи откладывают визиты к доктору даже по дополнительной страховке. Одни - чтобы не отпрашиваться с работы, другие - чтобы не раздражать работодателей, которые по итогам года могут сделать выводы, что подчиненный многовато болеет.
Зато в клиниках подумывают о том, чтобы опустить расценки.
- Мы намерены снизить цены, когда убедимся, что к нам не идут именно по этой причине, - отметил главврач.
плюсы
ЧТО ХОРОШЕГО
1. В парикмахерскую, солярий, салон красоты можно попасть без предварительной запи си. До сих пор есть свободные места на укладку и маникюр.
2. Средний счет в некоторых ресторанах сократился на 15-20%. А в меню появились очень дешевые блюда - по 90-120 рублей.
3. Необязательно заказывать столик заранее и стоять по полчаса в очереди в известный ресторан. Даже в пятницу вечером вам быстро найдут свободное место.
4. В поликлиниках и больницах, как муниципальных, так и частных, теперь нет очередей. К специалисту можно попасть в любое удобное время, кроме, разве что, стоматолога.
5. В ближайшие дни многие медицинские учреждения собираются снизить цены.