ВЗЯТЬ-ТО ОН ВЗЯЛ...

"Для получения кредита достаточно только паспорта и водительских прав! Оформление за десять минут!" - десятки рекламных объявлений каждый день призывают нас не занимать деньги у тещи, а обращаться к профессионалам. Банки борются за клиента, все больше упрощая процедуру получения кредита. Раз предлагают - надо брать, решает будущий заемщик. Только вот отдавать не всегда торопится. В прошлом году объем потребительского кредитования увеличился почти в 2 раза и составил 1,1 триллиона рублей. Как снежный ком растет и количество невозвратов.

ДОЛГИ ВЫБИВАЮТ СТУДЕНТЫ
Коллекторские агентства, специализирующиеся на взыскании долгов с недобросовестных заемщиков - еще очень молодой для России бизнес. Однако уже нашлись и те, кто за определенную мзду берется помочь должникам избавиться от претензий коллекторов, - антиколлекторские агентства. В тонкостях работы с должниками разбирался корреспондент "Труда".
...В коллекторское агентство я шла, предполагая, что увижу если и не набор бейсбольных бит и утюгов, то хотя бы парочку крепких парней с суровыми взглядами. Все оказалось менее экзотично. В Центре юридического сопровождения бизнеса долги выбивают в основном студенты: график гибкий, можно работать вечером, после занятий.
- Сейчас мы занимаемся делами почти 10 тысяч должников, - рассказывает директор по развитию коллекторского агентства Дмитрий Жданухин. - Конечно, у каждого из них своя история. Есть люди, которые действительно попали в сложную ситуацию - например, уволили с работы, умерли родственники, получили травму... Есть так называемые "наивные" должники - те, кто не рассчитал свои силы и финансовые возможности, когда брал кредит (в основном это молодежь). Есть и настоящие мошенники, которые брали долг, не намереваясь его возвращать. Но их немного.
Дмитрий Жданухин начал заниматься этим бизнесом 2 года назад - уже тогда у кредитных организаций появилась проблема невозвращенных кредитов, с которой они не всегда могли справиться самостоятельно. По разным оценкам, сегодня количество неоплаченных долгов колеблется от 2 до 20 процентов, общая сумма - около 40 миллиардов долларов.
Решаю на себе испытать, каково это - выбивать долги. "Основная наша работа - на телефоне, - рассказывают сотрудники агентства. - Консультируем, разъясняем. Домой выезжаем только к тем, на кого не действуют другие меры. Если и это не помогло - обращаемся в суд".
- Главное - не позволять им слишком подробно рассказывать о своих проблемах, - наставляет меня Дмитрий Жданухин. - Иначе завязнешь - у работника ведь не один и не два должника, а несколько сотен. Мы действуем исключительно законными способами, поэтому говорить о том, что завтра придут ребята с битами, нельзя. Но намекнуть на нечто подобное можно, например, такой фразой: "Если не погасите долг, мы будем вынуждены передать ваше дело в другие инстанции. Там найдут более эффективный способ получить с вас деньги, но он может оказаться менее цивилизованным".
Другой "миф" основан на не слишком хорошей репутации правоохранительных органов: "Если вы не погасите долг, мы подадим заявление в милицию. В тюрьму вас, может, и не посадят, но вы же сами знаете, как работают правоохранительные органы". Остальное человек додумает сам...
СУРОВЫЕ БУДНИ КОЛЛЕКТОРОВ...
Вооруженная подробными инструкциями, звоню некой Оксане Михайловне. Должок - около 300 долларов - тянется за ней уже третий месяц. Трубку снимает сама должница.
- Да как я его верну? - клиентка сразу начинает закипать. - Это не моя проблема, что у этого банка одно отделение на всю Москву! Пока туда доберешься, еще и в очереди приходится стоять! Подавайте хоть в суд, хоть в милицию! Некогда мне!
С помощью подсказок "коллег" мне удается-таки убедить клиентку, что долг никуда не денется и будет только расти. Немного успокоившись, Оксана Михайловна обещает найти время и на будущей неделе заплатить долг.
Следующий звонок - так называемому "коллекционеру". Молодой человек оформил несколько потребительских кредитов в разных банках. Вернуть оказалось сложнее, чем взять. Набираю номер мобильника.
- Алло! Алло! Я вас не слышу! Очень плохая связь! - кричит в трубку мужской голос и отключается.
- Это уже не в первый раз, - комментирует Дмитрий Жданухин. - Каждый раз, когда ему звонят по поводу долга, он ругает связь и бросает трубку. Мы ему уже и SMS посылали... Будем в суд передавать.
Случаются в коллекторской работе и курьезы. Как-то раз, например, кредит умудрился взять уголовник, буквально накануне освободившийся из тюрьмы. "Я пришел в магазин, а продавцы как пристали - возьми да возьми в кредит ноутбук. Ну я и взял", - рассказывал он потом коллекторам.
...И АНТИКОЛЛЕКТОРОВ
Антиколлекторы тоже не теряют времени даром. По словам Сергея Капустина, консультанта "Первого антиколлекторского агентства", их бизнес в чем-то схож с работой общества по защите прав потребителей.
- Как правило, люди, которые к нам обращаются, по каким-то причинам не прочитали свой договор, - рассказывает он. - Да и разве можно внимательно изучить его прямо в магазине, если это талмуд на многих листах? Мы помогаем найти в договорах о кредитовании подводные камни. Например, банк указывает процентную ставку 20 процентов, а рядом мелким шрифтом написано, что расчетно-кассовое обслуживание будет стоить еще 5 процентов, причем не в год, а в месяц. Можем в случае необходимости затянуть судебный процесс - пока у клиента не появятся деньги, чтобы рассчитаться с долгом.
Сейчас в Москве действуют всего два антиколлекторских агентства. Видимо, больше и не требуется: рынок сам себя регулирует.
- Если бы в нашей стране все было хорошо, наши услуги были бы просто не востребованы, - считает Сергей Капустин. - В России еще не прошли времена утюгов и паяльников. Например, один очень известный московский банк в регионах использует такую схему: должнику звонят, напоминают о долге, если результата нет, то к нему приезжают домой, буквально заталкивают в машину, везут в банк и там под угрозой физического воздействия заставляют подписывать договор перекредитования. Долг этого заемщика растет как снежный ком.
А как же быть с моралью? Долги ведь все-таки надо возвращать. Антиколлекторы отвечают на это просто: мы не помогаем тем, кто отказывается платить кредит просто потому что не хочется. "Например, как-то к нам обратился мужчина. Я, говорит, взял ипотечный кредит - 100 тысяч долларов. Если поможете мне его не отдавать, то 20 будут вашими. Но мы с такими делами не связываемся", - утверждает Сергей.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ирина Кремлева, заместитель директора департамента анализа рисков одного из российских банков:
- Любой банк, участвующий в розничном бизнесе, использует различные методы сбора просроченной задолженности. Наиболее "легкие" долги могут собирать сотрудники банковских подразделений: нам выгоднее сохранить дружественные отношения с клиентом. Другое дело - клиент, не желающий прислушиваться к напоминаниям о просроченной задолженности. С такими желательно работать с помощью специализированных агентств, сотрудники которых имеют опыт в общении с проблемными должниками. Что касается антиколлекторских агентств, то они появились совсем недавно, и в настоящее время они попросту спекулируют на юридической неграмотности населения.