Минсельхоз России объявил в стране начало «борьбы за урожай»
Министр Дмитрий Патрушев на совещании у президента страны 10 ноября заявил, что его ведомство «разрабатывает федеральный проект для увеличения производства овощей и картофеля, а также организации инфраструктуры их хранения и продажи». Поэтому затягивайте пояса, россияне: если за дело взялось государственное ведомство, быть в стране неурожаю. Примерно так шутили в советские времена, спрашивая, что будет, если в пустыню Сахара командировать наш Госплан? Правильный ответ: «Африка узнает, что такое дефицит песка».
Песка вроде у нас хватает, зато уже начали прогнозировать дефицит картошки, поскольку Минсельхоз объявил, что с 2022 года ведомство намерено ввести помощь государства личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), которые поставляют на российский стол более половины овощей и фруктов. «Эта мера вводится впервые», — доложил министр президенту России. Одновременно в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка подсчитали, с какой скоростью в России падает интерес населения к огородам: за последние пять лет производство картофеля в ЛПХ снизилось на 19%, а к 2025 году при сохранении нынешней тенденции на их долю будет приходиться менее 50%.
Для справки: в 2018 году в валовом сборе по итогам за год в целом по стране на долю личных хозяйств населения приходилось 68%. В советские времена «частники» обеспечивали сбор до 90% картошки, и на каждом колхозном рынке несколько рядов занимали бабушки, торгующие отборной «бульбой», «синеглазкой», рассыпчатой «дмитровской», белой, розовой и так далее — на любой вкус! Но сегодня ни на какой рынок бабушку с картошкой просто не пустят. Результат: по оценке Картофельного союза, валовой сбор картофеля будет не больше прошлогоднего, но «в основном объеме убранного урожая будет преобладать мелкий картофель калибром 45 мм» (нормальными считаются клубни от 55 мм, а нам предложат «горох»).
Власти пытаются свалить проблему на плохую погоду и обленившееся население. Правительственная «Российская газета» пишет, что «возиться с картошкой на своих огородах россиянам хочется все меньше — проще пойти и купить в магазине, чем с весны до осени пахать на грядках». Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников тоже жалуется, что в личных хозяйствах россиян с каждым годом собирается на миллион тонн меньше корнеплодов. «Мелкоформатные сельхозпроизводители постепенно переключаются на другие виды растениеводства, в том числе и на экспортно ориентированные масличные, зерновые, свекловичные, — оправдывается картофельный руководитель. — И если эта тенденция продолжится, а на приусадебных участках люди будут выращивать газоны вместо картошки, то уже к 2026 году у нас может возникнуть ее дефицит».
В общем, с населением стране опять не повезло. В последнее время об этом твердили строительные начальники, требуя увеличить завоз в Россию трудовых мигрантов из Средней Азии. Потом к ним присоединились коммунальщики, дорожники и водители, трейдеры и рестораторы — и далее по списку. Теперь получается, что в России уже и картошку некому выращивать? Но доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод уверяет, что проблемы с производством картофеля можно было бы решить с помощью развития мелких и средних хозяйств, но сегодня они практически не имеют доступа на рынок. «Даже если бабушка вырастила у себя десять мешков картошки, она с семьей может съесть только пять, а остальные пять просто пропадут, потому что продавать их ей негде».
А еще страна уже теряет и бабушек: по данным Росстата, только за последний год — с прошлого по нынешнее лето — пенсионеров в России стало меньше на миллион...