В Москве контролеры в общественном транспорте будут блокировать транспортное приложение на социальных картах всех, кто одолжил их родным или знакомым
Новость в стиле «Ну, заяц, погоди!». Столичные власти сообщили, что контролеры в общественном транспорте скоро начнут блокировать транспортное приложение на социальных картах всех, кто позволил ими кому-либо воспользоваться «по-родственному» или «по-дружески». Насколько реальна эта угроза?
Московские чиновники подсчитали, что с начала года число «зайцев» на общественном транспорте сократилось на 2% и составило 242 тысячи человек. Зато ушлые безбилетники стали гораздо чаще пользоваться для проезда чужими социальными картами. В этом году уже было зафиксировано 47 тысяч таких случаев. А сколько еще «зайцев» непойманных...
Глава ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков пояснил, что практика предупреждений контролерами мнимых льготников оказалась абсолютно неэффективной. Наоборот: если нарушитель избегает серьезного наказания, то думает, что можно и дальше пользоваться чужим проездным. «Мы специально разработали механизм блокировки транспортного приложения, — сообщил чиновник. — Пока его оценивают все участники: департамент транспорта, метрополитен, Мосгортранс и Московский социальный регистр. Планируем согласовать проект в начале 2017 года». По словам Дьякова, транспортное приложение будет заблокировано при первом же нарушении.
Напомним, что сейчас контролеры имеют право штрафовать пассажира за использование чужой социальной карты. На данный момент сумма составляет 2,5 тысячи рублей. Но применить такое наказание мало кому удается, потому что мнимый льготник просто прячет проездной, после чего его можно наказать только как обычного безбилетника — на 1 тысячу рублей. К тому же и такой штраф многие потом оспаривают, предоставляя справки, что в момент составления протокола были на работе.
Поэтому с октября контролерам метро и наземного транспорта начали выдавать видеорегистраторы. Они крепятся на груди контролера, рядом с беджем, предупреждающим пассажира о записи. Съемку можно потом использовать как в суде, так и при разбирательствах по жалобам во внутренних расследованиях. Чиновники уверяют, что существует немало подростков и студентов, которые провоцируют контролеров на скандал, записывают происходящее на видеокамеру и потом выкладывают ролики в интернете со своей трактовкой. Злостные нарушители призывают пассажиров не платить за проезд, делясь «опытом» — проверенными способами избежать штрафа.
Глава ГКУ «Организатор перевозок» говорит, что не стоит отбирать у «зайца» чужую соцкарту, поскольку по ней настоящий владелец получает и другие льготы. Например, обслуживается в поликлиниках, оплачивает услуги ЖКХ, налоги, рассчитывается за товары в магазинах. А вот блокировка одного транспортного приложения на соцкарте — это то, что надо. Хотя и тут сразу же возникает правовая коллизия: а с какой стати наказывать бабушку за правонарушение внучки? И что если последняя «одолжила» соцкарту без ведома владелицы? Как тут с бабушкиными правами — как того же конкретного человека и гражданина?
«Трудно сказать, что в случае таких обоснованных претензий решит суд, — рассуждает кандидат юридических наук Валерий Осипов. — Может, посчитает, что блокировка услуги незаконна. А может внучке предъявить обвинения в воровстве, которое, само собой, еще предстоит доказывать. При разных отношениях внутри различных семей нам только этих новых судебных коллизий недоставало...»
Сопредседатель организации «Город и транспорт» Александр Морозов считает, что вообще не стоит чиновникам огород городить. Проще уравнять штрафы за безбилетный проезд для «зайцев» и мнимых льготников и увеличить сумму прописью. Если штраф будет сопоставим со стоимостью месячного проездного, то любой потенциальный нарушитель сразу поймет, что легче и выгоднее пользоваться общественным транспортом легально.
P.S. Как тут не вспомнить, что в хулимой ныне Европе вполне обходятся без заборов, турникетов и контролеров с видеорегистраторами. Просто выписывают такой штраф, что безбилетнику мало не покажется. Это гораздо эффективнее и экономически куда выгоднее, чем иметь на содержании города целую армию охотников на «зайцев».