Весь мир – театр. Европа – не исключение

В Москве с 7 ноября по 11 декабря проходит 16-й международный фестиваль NET

Как считают устроители фестиваля «Новый европейский театр» (NET), программа этого смотра свидетельствует о том, что современное российское театральное искусство полностью встроилось в общеевропейский контекст. В этом смысле культура намного опережает уровень связей нашей страны с Европой в большинстве других сфер жизни.

Одним из первых в программе значится спектакль «Деменция» венгерского театра «Протон», поставленный режиссером Корнелем Мундруцо. Нам обещано жесткое, если не жестокое послание о том, что общество в современном его состоянии подобно группе слабоумных, живущих в мире беспамятства и иллюзий.

В отличие от работы венгерских гостей, «Лекция о ничто» Дмитрия Волкострелова в театре Post (Москва) радикальна не только по содержанию, но и по форме: актеры помещены в светящийся куб, число зрителей строго ограничено – по три с каждой стороны, и, как утверждает критик, она же программный директор фестиваля Марина Давыдова, они больше слушатели, чем зрители, причем вслушиваться им предстоит в основном в тишину, из которой состоит это странное словесно-музыкальное произведение знаменитого американского композитора-авангардиста второй половины ХХ века Джона Кейджа.

Одним из спектаклей фестиваля станет авангардная инсценировка вокального цикла Франца Шуберта «Зимний путь»

Француз Жоэль Помра покажет минималистический спектакль по собственной пьесе «Великая и невероятная история коммерции». Хорошо известный у нас как постановщик пластических зрелищ британец Деклан Донеллан представит работу-памфлет «Король Убю». Литовец Оскарас Коршуновас привезет моноспектакль «Последняя лента Крэппа», поставленный им для легендарного актера Юозаса Будрайтиса.

Два спектакля представит известный берлинский театр «Шаубюне ам Ленинер Платц»: «Дыхание» Кэти Митчелл по пьесе Дункана МакМиллана об ограниченности природных ресурсов на Земле и неожиданный «Тартюф» Михаэля Тайхаймера, где главный герой предстает не интриганом и лжецом, а едва ли не святым.

Особенно убедительным доказательством европейской природы российского театра должна стать работа итальянского радикалиста Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», осуществленная им в столичном «Электротеатре Станиславский» (так теперь называется драмтеатр имени Станиславского на Тверской).

Также в программе фестиваля некоторые репертуарные спектакли московских коллективов и – впервые – Фестивальный клуб в Боярских палатах СТ, где пройдут встречи, посвященные связям актуального театра с изобразительным искусством, дизайном, музыкой.