Владимир Путин ведет наступление на восточном экономическом фронте
Вчера президент России встретился в Екатеринбурге со своим казахстанским коллегой Назарбаевым и подписал целый пакет важных двусторонних документов. А сегодня Владимир Путин уже далеко на востоке ведет переговоры о стратегическом сотрудничестве с лидером растущей экономики — президентом Вьетнама Чыонг Тан Шангом.
В Екатеринбурге на 10-м Форуме межрегионального сотрудничества Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили перспективы укрепления торгово-экономических связей, сотрудничество в космической отрасли и подписали договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Президенты также скрепили подписями протокол к соглашению о сотрудничестве в освоении газоконденсатного месторождения Имашевское, меморандум о взаимопонимании по расширению взаимодействия в области промышленности, дорожную карту по активизации промышленной кооперации России и Казахстана на 2013-2014 годы.
Здесь уместно напомнить, что в 2012 году объем взаимной торговли по сравнению с 2011-м между РФ и РК увеличился на 8,5% и составил 22,4 млрд долларов. В январе — августе нынешнего года объем взаимной торговли поднялся на 15,8% (до 17,9 млрд долларов), экспорт в Казахстан — на 13,5% (до 11,3 млрд), а импорт — на 20%.
Судя по всему, во Вьетнаме, с которым Таможенный союз готовит соглашение о создании зоны свободной торговли, Путина также ждет насыщенная программа. Накануне наш президент заявил, что Россия за шесть лет намерена удвоить товарооборот с Вьетнамом. К этой красивой и динамично развивающейся стране у нашего народа особое отношение — только за прошлый год количество туристов из России увеличилось во Вьетнаме вдвое, а за девять месяцев этого года оно выросло еще на 66%, превысив отметку 200 тысяч человек.
Впрочем, не только наши туристы интересуют вьетнамцев. Владимир Путин также рассказал о намерении открыть российско-вьетнамский центр ядерной науки и технологий. «Росатом» планирует строить первую вьетнамскую АЭС в провинции Ниньтхуан. Очень серьезную роль играет Россия в во вьетнамском ТЭК. Объем добычи совместной компанией «Вьетсовпетро» уже составил 206 млн тонн нефти, а ее совокупная прибыль исчисляется десятками миллиардов долларов. Активизируют свое присутствие во Вьетнаме «Роснефть» и «Газпром». Российский ВПК налаживает лицензионное производство нашего современного вооружения.
Одним словом, в эти дни Россия на Востоке определенно показывает всю перспективность тесного сотрудничества с ней. Несложно догадаться, что помимо собственных интересов мы в очередной раз посылаем недвусмысленный сигнал Украине, которая толчется в прихожей Евросоюза.
Есть ощущение, что Москва сменила тактику и вместо предостережений соседу предлагает зримо ощутить упущенные выгоды и возможности. На днях советник президента РФ Сергей Глазьев прозрачно намекнул, что Россия (в случае отказа Украины от ассоциации с ЕС) готова расширить кооперацию в ракетно-космической сфере, в атомном машиностроении, в авиационной промышленности, ракетно-космическом комплексе. «В атомной сфере планируется создание на Украине мощнейшего производства, замкнутого топливного цикла для атомной энергетики, страна сама сможет производить тепловыделяющие элементы для своих атомных электростанций с помощью российских технологий. Это все проекты на десятки миллиардов долларов, которые существенно повышают возможности украинской экономики, делают ее более диверсифицированной, наукоемкой и устойчивой», — заявил Глазьев.
На фоне той откровенно невеселой ситуации, в которой пребывает сегодня украинская экономика, такие перспективы выглядят весьма заманчиво. По сути, Россия предлагает Украине войти в экономический проект, который может развернуться от Ханоя до Киева. Трудно сказать, сработают ли такие методы обольщения. Но по крайней мере если Украине придется сожалеть о принятом решении, то эти сожаления будут иметь вполне конкретное выражение в цифрах и фактах.
Слово эксперту
Юрий Солозобов, директор по международным проектам Института национальной стратегии России
— На примере Казахстана очень хорошо видно, что принесло участие в Таможенном союзе жителям наших двух стран. Скажем, еще недавно жители Казахстана и России могли находиться не более пяти дней друг у друга в гостях без регистрации, при этом требовались какие-то медсправки и прочие бумаги. Теперь у нас свободное перемещение и даже спецкоридор в аэропорту для жителей ТС. Значительно упростились приграничный обмен и торговля.
Форум в Екатеринбурге как раз и посвящен промышленной интеграции и межрегиональному сотрудничеству. От приграничной торговли мы переходим к более глубокой внутренней интеграции. К Казахстану ближе становятся Поволжье, Татарстан, Башкирия, Челябинская и Оренбургская области. К примеру, газоконденсатное Имашевское месторождение находится на казахской стороне, а завод по переработке и очистке от серы был построен за очень большие деньги на территории России. Долгие годы он простаивал, пока наконец два президента не договорились.
Облегчение получил малый и средний бизнес. Не секрет, что в этой сфере у нас еще хватает барьеров, а в Казахстане открыть свое дело проще и быстрее, там ниже НДС и налог на прибыль. В результате там за последние годы открылось более 10 тысяч российских предприятий, причем в промышленной сфере. ТС серьезно помогает реиндустриализации всех трех его стран-участниц.
В Европе тоже почувствовали изменения — для поляков, к примеру, было приятным сюрпризом узнать, что граница между Польшей и Казахстаном проходит в Бресте. Они заинтересованы новыми возможностями торговли со Средней Азией.
В этом контексте грустно смотреть на шаги Украины. Понятно, что тамошняя элита заточена на вступление в ЕС и НАТО. И смысл этого ясен: обеспечение своей безопасности и сохранности капиталов.