Хорошая встряска

«2012»: еще один конец света – на широком экране

Календарь индейцев майя завершается 21 декабря 2012-го — принято считать, что именно эту дату они отметили как конец времен. Заманчиво было бы предположить, что составитель календаря просто утомился, но вместе со специалистами по майя о конце света столько говорят нумерологи, астрономы, геологи, что остается только соглашаться и думать о том, как именно все произойдет.

Роланд Эммерих подошел к своей версии конца света с размахом. «2012» можно назвать самым масштабным проектом из всех, что режиссер когда-либо делал, а возможности компьютерной графики и особые декорации позволили воплотить все, что придумали Эммерих и его соавтор Харольд Клозер. С точки зрения основных сюжетных линий — правительственный заговор, битва отважного журналиста с косными чиновниками, воссоединение распадавшейся ранее семьи — «2012» является типичнейшим фильмом-катастрофой.

Но сюжет здесь не главное: Эммерих предлагает любоваться и одновременно замирать от страха, глядя, как рушится со своего пьедестала бразильский Христос, как выбрасывает в небо лаву Йеллоустоунский вулкан, как пропадает с перекошенного лица Земли Лос-Анджелес, стертый 10-балльным землетрясением. Не фильм, а тренажер духа: если все показанное в «2012» действительно случится, то вряд ли у кого-то хватит невозмутимости, чтобы оценить красоту происходящего. А Роланд Эммерих любезно предоставляет такую возможность.

Чтобы обеспечить землетрясениям надлежащий вид, было построено несколько сцен с «трясущимся полом», эффект которого обеспечивали специальные панели на шарнирах. И Джон Кьюсак, исполнивший главную роль писателя, спасающего свою семью, неоднократно бегал по ним: «К концу съемок я прошел сквозь огонь, воду, землю, клубы пепла, побывал за рулем всех мыслимых и немыслимых транспортных средств, спасаясь от всех мыслимых и немыслимых катастроф. Неплохая встряска».