ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Все более многоязыкая, многоликая и многоконфессиональная Европа меняется на глазах. Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра неосторожное пророчество Хантингтона о "столкновении цивилизаций" не превратилось из книжной фантазии в реальность? Об этой злобе дня шла речь на 21-й сессии постоянной конференции министров образования стран, входящих в Совет Европы.

В чем российский интерес? Первым делом, если не считать формального членства в Совете Европы, это акцентируемая кремлевским руководством преимущественно европейская родословная России. Во-вторых, участие России в строительстве Большой Европы.
Не случайно в мае на праздновании 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга на саммите Россия - ЕС Владимир Путин вместе с тройкой лидеров Евросоюза обозначил четыре сферы взаимодействия. Предполагается формировать совместными усилиями "общее пространство", где Россия и Евросоюз будут придерживаться единых правил. Упорядочение коснется четырех ключевых сфер - экономики, внутренней безопасности, защиты от внешних угроз, а также науки, образования и культуры. Но есть и еще одна немаловажная сфера. Участились преступления на расовой почве, проявляется бытовая ксенофобия, все чаще прорывается наружу обостренное восприятие своей "инакости" у представителей этнических меньшинств, новоприбывших эмигрантов, "рабочих в гостях" - словом, у всех, кто не проходит по графе "коренной житель".
Для упрочения "социальной сплоченности", в том числе и веротерпимости, что служит в конечном счете торжеству демократии в каждом отдельно взятом государстве, представители второй самой гуманной профессии, после врачей, приняли решение на своем совещании в Афинах ввести в школах специальное обучение "межкультурным различиям". Похоже, не все поначалу поняли, что под этим понимать, хотя все в конечном счете согласились с таким авторитетом, как исследователь из Румынии Сезар Бирзеа - нет перед учителями важней задачи, чем сделать общество "более человеколюбивым и более солидарным", "преодолеть негативные последствия индивидуализма".
- Без взаимодействия языков, культур и религий Россия просто бы не выжила, - сказал корреспонденту "Труда" зам. министра образования РФ Никита Банцекин. - Мало у кого есть такие богатые традиции. За исключением некоторых эксцессов, мы мирно уживались на протяжении веков. В России насчитывается более 100 языков и 200 этнических групп, представлены все традиционные религии, вплоть до экзотических, и поэтому без диалога между ними мы не состоялись бы как государство.
Тем не менее проблемы есть. В Афинах я представил на суд коллег федеральную целевую программу "По развитию толерантности в обществе и профилактике экстремизма". Ее сердцевина - налаживание диалога культур, чем озабочены практически все страны Совета Европы. Схожие проекты реализуются в Германии, но только на региональном уровне, в отдельных землях. У нас, помимо прочего, накоплены ценные теоретические разработки, и мы готовы поделиться своим опытом.
Так что не случайно заместитель генерального секретаря Совета Европы госпожа Мод де Бур-Букиккио особо выделила мысль: необходимо готовить наставников молодежи и само подрастающее поколение европейцев к тому, чтобы уважать, ценить и использовать во всеобщее благо культурное многообразие Европы.