Никто пока не может определенно сказать, что же нужнее - принять новый закон или ограничиться поправками к действующему. Сегодня представлено уже семь вариантов. Наиболее жизнеспособными оказались проекты Кодекса о недрах, подготовленные Министерством природных ресурсов и группой депутатов Госдумы.
Анализу этих документов была посвящена конференция "Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы разграничения полномочий в сфере управления государственным фондом недр".
- Наша цель - выработать консолидированную позицию власти, общества и бизнеса по вопросам недропользования,- сказал председатель думского Комитета по природным ресурсам и природопользованию, член постоянной рабочей группы президиума Госсовета РФ по вопросам государственной политики в области минерального сырья и недропользования Александр Беляков.
Однако до консолидации, видимо, еще далеко: различие подходов было очевидно. Отчетливее всего оно просматривалось в отношении к вопросу о лицензировании, где все еще действует так называемое "правило двух ключей". Суть его состоит в следующем: чтобы открыть подземную кладовую, недропользователь должен получить два "ключа" (другими словами, разрешения) - один от Министерства природных ресурсов, другой - от субъекта Федерации, где расположено месторождение. Без обоюдного решения этих инстанций ни выдать, ни отозвать лицензию у недропользователя невозможно.
Министр природных ресурсов Виталий Артюхов выступает за то, чтобы такое явление, как "второй ключ", было изжито из российской практики. Однако в представленном МПР законопроекте мнение министра не получило полного отражения, хотя в новом варианте Кодекса субъектам РФ вместо решающей отводится согласительная роль. На этот нюанс обратил внимание академик РАН Евгений Панфилов. Он подчеркнул, что в вопросах лицензирования регионы должны иметь решающий голос.
- Принцип "двух ключей" доказал свою состоятельность и отказываться от него на данном этапе было бы неразумно,- поддержал коллегу академик РАЕН, в прошлом министр геологии СССР Евгений Козловский. Он подчеркнул, что "второй ключ", выдаваемый субъектом Федерации, "поворачивается" в интересах территории, где идет освоение сырьевых запасов, и имеет экономическую, экологическую и социальную направленность. Ведь ни для кого не секрет, что в тех субъектах Федерации, где между региональной властью и добывающими компаниями складываются отношения социального партнерства, население выигрывает очень многое.
Иной точки зрения придерживается один из разработчиков "думского кодекса" депутат Андрей Скоч. Он считает, что "правило двух ключей" порождает неразбериху и судебные тяжбы при выдаче лицензий. Примеров тому множество: случается, что почти по году компании не могут получить необходимую лицензию из-за того, что в регионах тянут с выдачей "второго ключа". Однако "стричь всех под одну гребенку", наверное, не стоит. Ведь не меньше скандалов и судебных разбирательств возникает при проведении конкурсов и аукционов на разработку месторождений, в которых отдельные выступающие усмотрели панацею от "ключевых" бед. Вспомним нашумевший скандал вокруг "Вала Гамбурцева" в Ненецком автономном округе, где столкнулись интересы федеральных чиновников и региональных властей.
В то же время из десяти аукционов в Ханты-Мансийском автономном округе ни один не завершился скандалом или судебной тяжбой. Их подготовка и качество проведения были таковы, что оспаривать итоги никто не посмел. Отсюда следует, что важнейшим условием в области лицензирования является качество оформления всех мероприятий, и прежде всего качество законодательной базы. Когда участники аукциона получают адекватные и понятные всем сторонам оценки, принцип "двух ключей" не тормозит процесс.
- Одна из основных проблем состоит в том, что в законе нет четкого понятия, в чьей же собственности находятся недра,- сказал президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.- Считаю, что часть недр следует отнести исключительно к ведению федерального фонда (это те, которые обеспечивают энергетическую безопасность России). Основная же часть месторождений должна опираться на принцип "двух ключей".
Первый заместитель начальника департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти ОАО "Газпром" Борис Никитин подчеркнул, что "серьезным недостатком действующего закона является нечеткое разграничение полномочий федеральных органов управления фондом недр и органов исполнительной власти субъектов Федерации, осложняющее реализацию лицензионной политики государства, создающее массу организационных и процедурных проблем недропользователям".
Из этого следует, что пора принять долгосрочную государственную программу предоставления недр в пользование, где будут учтены потребности рынка в полезных ископаемых и заложены принципы рационального использования минерально-сырьевой базы. На основании этой программы в субъектах РФ будут проводиться аукционы и выдаваться лицензии.
- Нам не нужны революционные законы, особенно если дело касается вопросов сырьевых ресурсов и недропользования,- подчеркнул заместитель министра энергетики Валентин Шелепов. - Никакие нововведения не должны нарушать ту стабильность в области недропользования, которой удалось достичь в последние годы. Мы - за эволюционный путь развития, как в законодательстве, так и в экономике. И этому принципу должен отвечать новый закон о недрах и недропользовании.
Участники конференции высказались за создание рабочей группы, которая бы доработала два законопроекта (МПР и депутатского) с учетом всех поправок и без промедлений представила окончательный вариант на рассмотрение в правительство.