РЕЗОЛЮЦИЯ СБ: ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО

После почти двухмесячных изматывающих переговоров Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1441 по Ираку, подготовленную США и Великобританией. России и Франции удалось внести в проект существенные коррективы и достичь непростого, но взаимоприемлемого компромисса.

Прежде всего изъято положение, предусматривающее автоматическое использование силы против Ирака в случае несоблюдения положений этой резолюции, в частности противодействия работе инспекторов ООН. Если же это произойдет, то инспекторы проинформируют СБ, который соберется вновь для рассмотрения сложившейся ситуации и выработки дальнейших действий.
До 15 ноября Ирак должен оповестить ООН о том, согласен ли он с условиями резолюции и обязуется ли выполнять их в полном объеме. Затем Ираку дается 30 дней, чтобы добровольно предоставить информацию о программах по созданию химического, бактериологического и ядерного оружия и средств их доставки. Военные инспекторы прибывают в Ирак 18 ноября и приступают к работе в течение 45 дней после принятия резолюции. До 21 февраля они должны представить в СБ доклад о проделанной работе и своих претензиях. Условия работы инспекторов значительно ужесточаются по сравнению с предыдущими резолюциями СБ по Ираку. Так, они получают гораздо более широкие полномочия, в частности, беспрепятственный доступ на любые иракские объекты, включая дворцы Саддама Хусейна, и право временно вывозить за границу для допроса иракских ученых, подозреваемых в разработке оружия массового поражения. Предполагается, что инспектора будут невооруженными и обеспечивать их безопасность должна иракская сторона. Вместе с тем инспекторы обязаны действовать корректно, с полным сознанием ответственности, которая требует профессионализма и объективности, и не превышать своих полномочий.
Благодаря усилиям России и Франции в резолюции четко подтверждена необходимость соблюдения суверенитета и территориальной целостности Ирака, полного выполнения резолюции 1382, в которой члены СБ обязались добиваться всеобъемлющего урегулирования иракской проблемы, что подразумевает снятие с Ирака санкций. Резолюция 1441, таким образом, открывает путь для мирной развязки.
Тем не менее американские СМИ, толкуя резолюцию в выгодном для Вашингтона свете, открыто говорят о том, что, если Ирак не будет полностью сотрудничать с инспекторами, США могут обсудить возможные последствия в СБ, но подчеркивают - для начала военных действий принимать новую резолюцию не требуется. Американские наблюдатели расценивают последнее голосование в СБ как дипломатическую победу Вашингтона. По твердому убеждению многих сотрудников администрации Буша, как сообщает Би-би-си, навязанный Багдаду жесткий режим инспекций быстро продемонстрирует его нежелание выполнять требования ООН и развяжет руки Пентагону. "Вашингтон пост" пишет: никто не сомневается в том, что война с Ираком неизбежна. Ирак, как надеются в Пентагоне, скоро даст предлог для удара. Резолюция, например, запрещает ему открывать огонь по американским и британским самолетам, патрулирующим ранее не санкционированные ООН "запретные зоны" на севере и юге страны. Мало кто верит, что Багдад будет строго соблюдать этот запрет.
Между тем "Нью-йорк таймс" опубликовала план войны против Ирака, якобы одобренный президентом Бушем еще до голосования в СБ. Он предусматривает интенсивные удары с воздуха и введение в бой до 250 тысяч военнослужащих, если Ирак проявит неповиновение и откажется разоружаться. Затем планируется плавный переход от боевых действий к оккупации некоторых районов Ирака. Ведя наступление с захваченных плацдармов по периметру границ, американо-британские войска должны спровоцировать правительственный кризис и смену режима.
В отсутствии официального ответа первая реакция в Багдаде была неоднозначной. Министр иностранных дел Наджи Сабри интерпретировал резолюцию как удар по позициям США, желающих развязать войну против Ирака. Багдадская пресса считает, что резолюция позволяет США вмешиваться в работу инспекторов и создавать предлоги для военного нападения. Однако иракское руководство, по ее мнению, не даст себя спровоцировать и перевести ситуацию в военную плоскость. Президент Ирака Саддам Хусейн тем временем созвал сессию парламента для обсуждения ответа на резолюцию СБ.
Владимир ПУТИН: Я хочу еще раз подтвердить: это результат компромисса, компромисса, приемлемого для нас, результат совместной работы всех постоянных членов СБ ООН. Принципиальным пунктом резолюции является то, что в ней не заложено механизма автоматического применения силы. Мы рассматриваем этот результат как весьма позитивный.
Джордж БУШ: Единогласно одобренная Советом Безопасности резолюция по Ираку - последняя проверка готовности этой страны избавиться от оружия массового уничтожения. Багдадский режим должен теперь действовать без всяких отсрочек и переговоров. Ирак может быть уверен в том, что его старая тактика обмана и затягивания времени уже не пройдет. Мир, объединившись, заявил: незаконному иракскому режиму не будет позволено владеть химическим, биологическим и ядерным оружием. Таково решение Совета Безопасности и американского конгресса, и моя администрация проследит за тем, чтобы это решение было выполнено.
Игорь ИВАНОВ: Россия пошла на определенные уступки касательно новой резолюции Совета Безопасности ООН о ситуации вокруг Ирака, однако эти уступки не носили принципиального характера, на уступки пошли все. Вместе с тем, главное, что по принципиальным позициям стороны сошлись. В то же время в резолюции содержится ряд непринципиальных положений, включения которых, с российской точки зрения, можно было избежать. Вместе с тем компромисс был полностью оправдан. Президент России был в курсе проблемы и во многом, благодаря именно его деятельности, удалось добиться того, что принципиальная позиция России нашла отражение в новой резолюции.
Владимир ЛУКИН: Резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку можно приветствовать как общий успех России, Европы и США. Россия шла к этому решению ООН в тесном контакте с Европой, и это во многом определило успех российской дипломатии, настоявшей на ряде ключевых моментов резолюции.