Запад ищет возможности развалить ОДКБ и оторвать постсоветские республики от России
Президент Киргизии Садыр Жапаров отказался приехать на неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербурге под предлогом «насыщенного рабочего графика», как сообщил его пресс-секретарь. Раньше график киргизским властям не мешал. Минобороны Кыргызстана пошло дальше и отменило проведение командно-штабного учения с миротворческими силами ОДКБ с неподходящим для такого случая названием «Нерушимое братство-2022» (они были запланированы с 10 по 14 октября в учебном центре «Эдельвейс» в Балыкчи). Таджиков у себя хозяева видеть не хотят – и официальный Бишкек дает это понять всеми способами.
После вооруженного конфликта 14-18 сентября на спорной границе в Баткенской области Киргизии и Таджикистана было подписано мирное соглашение. Войска вывели, обстрелы прекратились. Ситуация с трудом, но вошла в политическое русло. 25 сентября представители Киргизии и Таджикистана подписали протокол об урегулировании ситуации, в котором договорились прекратить конфликт на границе и ускорить процесс делимитации и демаркации госграницы. Согласно документу, стороны условились законсервировать по четыре пограничных пункта с каждой из сторон в местах, где чаще всего происходили стычки.
И вот теперь награждение таджикского президента российским орденом «За заслуги перед Отечеством» в связи с его 70-летием угрожает сорвать урегулирование. Оно вызвало в Бишкеке крайнее возмущение, которое на казенном языке там обозначили как «обоснованное недоумение». Поскольку жесткая реакция транслирована МИД Киргизии, стало ясно, что до полной нормализации отношений двух центральноазиатских соседей еще далеко. Более того, в конфликте хотят обвинить Россию или поставить под сомнение роль ОДКБ в регионе.
МИД Киргизии напомнил, что Рахмона уже награждали в прошлом году после «апрельской вооруженной агрессии против Киргизии», а, мол, после конфликта в сентябре следует новое награждение орденом России. Да еще с формулировкой «за обеспечение региональной стабильности и безопасности». Премьер Киргизии Акылбек Жапаров в ходе встречи с генсеком ОДКБ Станиславом Засем обвинил Таджикистан в подрыве авторитета организации.
Одновременно в СМИ появилось письмо киргизского депутата Женишбека Токторбаева, ближайшего соратника главы Госкомитета нацбезопасности Камчибека Ташиева, в котором ответственность за приграничные конфликты с Таджикистаном и гибель людей возлагается на… Россию. Впрочем, лидеры России и Киргизии Владимир Путин и Садыр Жапаров условились лично встретиться в Астане, чтобы разобраться в причинах и устранить недопонимание.
Участники застарелой приграничной распри винят в агрессии друг друга. По заявлению председателя КНБ Киргизии Камчыбека Ташиева, конфликт был заранее спланированной Душанбе провокацией. В качестве аргумента он привел тот факт, что таджикские военные заранее заняли позиции для стрельбы на границе, а «группы вооруженных бородатых мужчин в черной одежде без опознавательных знаков стреляли не только по киргизским пограничникам, но и по мирным гражданам». С чего вдруг все решили пострелять, неясно.
Но сам-то глава КНБ проспал подготовку провокации? Или он дал ей набрать критическую массу, чтобы выступить «спасителем нации», подписав перемирие в отсутствие президента? Конфликт аккурат пришелся по странному совпадению на отъезд Жапарова на саммит ШОС в Самарканд. Ближайший соратник президента целит на его кресло? Одним из последствий кризиса уже стала смена главы парламента Киргизии. Новым спикером Жогорку Кенеша избран близкий к главе КНБ Нурланбек Шакиев, бывший пресс-секретарь президента Бакиева. Это дало повод оппозиции говорить о смене центра принятия решений в сторону «клана силовиков». Для Ташиева сближение с американцами становится ступенькой наверх.
Таджики также уверены, что стали жертвой нападения киргизов. Обе стороны подозревают чужих пограничников в проникновении на неописанный участок границы в Баткенской области. Поскольку границы не делимитированы, то население мигрирует, а этнический состав спорных районов меняется, что дает повод для подозрений в захвате территорий и ответных действий. Почва благодатная для любых националистических проявлений в худшем виде. А если подтолкнуть, умеючи, профессионально, извне, то можно высечь искры, их которых способен разгореться пожар.
Вооруженное столкновение Киргизии с Таджикистаном разыграно по нотам внешними силами, утверждает аналитик по региональной безопасности Нурлан Досалиев на страницах «Вечернего Бишкека». Конфликты, приуроченные к саммитам ОДКБ и ШОС, должны показать, что Россия и Китай не так сильны, что у Запада руки длиннее. По оценке автора, через год после бегства из Афганистана США организовали командно-штабные учения в Таджикистане, чтобы детально изучить будущий театр военных действий. Заодно американцы «подработали» местных националистов через НКО. На фоне нестабильности Вашингтон толкает Рахмона к наращиванию военного сотрудничества, подсаживая страну на иглу «финансовой помощи» под мантру о поддержке суверенитета.
Но и в Киргизии американцы не теряли времени даром. Визиты помощника госсекретаря США Элизабет Трюдо в Бишкек и Ташкент в октябре были нацелены на создание предпосылок для серьезного повышения уровня напряженности в Туркестанском регионе. В интервью ресурсу"Азаттык" Трюдо сообщила, что США готовы продолжить переговоры с Кыргызстаном по новому соглашению о сотрудничестве между двумя странами. Предыдущее было разорвано президентом Атамбаевымв 2015 году. В конце февраля в парламенте Киргизии началось обсуждение нового соглашения о сотрудничестве с США, бывший посол в КР Дональд Лу сумел за год договориться о согласовании нового текста. «США видят Кыргызстан сильным партнером. Суверенная страна может выбирать своего партнера. США готовы им стать», - сладко поет г-жа Трюдо. Конфликт с соседом пошел гарниром к уговорам выйти из ОДКБ.
Госдепартамент США давно потребовал от Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана соблюдать введенные Западом санкции против России, что подтвердил координатор санкционной политики Джеймс О’Брайен на слушаниях в комитете по иностранным делам сената США. 14 сентября зампомощника директора Агентства США по международному развитию Анджали Каур официально объявила, что «США приложат все усилия, чтобы разделить экономики стран Туркестана с экономикой России». Сам госсекретарь Энтони Блинкен с той же целью встретился с министрами иностранных дел стран ЦА в Нью-Йорке. Обострение в Центральной Азии в разгар СВО на Украине подается как успех региональной политики США, поставленной на форсаж с февраля. Ставка делается на местечковые элиты, готовые сменить внешний вектор в обмен на путь во власть.
Среди спонсоров нестабильности в Центральной Азии отметилась и Турция. Пантюркизм Эрдогана предусматривает закрепление тюркских народов в орбите Организации тюркских государств. Турецкий ВПК, подконтрольный лидеру нации, уже поставил значительное количество вооружений Киргизии, в том числе БПЛА «Байрактар», прямо использовавшихся в сентябрьском конфликте. После «успеха» в Карабахе Анкара не стесняется подливать масло в конфликты на постсоветском пространстве в надежде сыграть роль альтернативы Москве.
Провокации на киргизско-таджикской границе, как и на армяно-азербайджанской линии соприкосновения, стали проверкой на прочность ОДКБ. Пока реальной альтернативы для Душанбе и Бишкека нет, но Запад и Турция ищут любые поводы для их отрыва от России. Эскалация националистической повестки остается мощным рычагом для дестабилизации уязвимого Туркестана. Совершенствование межгосударственных механизмов и политической составляющей ОДКБ становятся в новых условиях противостояния с Западом главным рычагом для обеспечения прочного мира на постсоветском пространстве. Иначе каждое поздравление или награждение Кремлем дружественных лидеров будет восприниматься из соседних государств как поощрение к агрессии. Тем более, что в госдепе США есть кому это подсказать.