С хлебом – как с нефтью: еды все больше, а цены все выше
Природа-мать снова одарила Россию щедрым урожаем. По данным Министерства сельского хозяйства, зерновых в стране собрано 100 млн тонн — всего на 5 млн меньше, чем в рекордном прошлом году (и на 30 больше в сравнении с показателями пяти- десятилетней давности).
За последние годы объем валютной выручки от продажи хлеба за границу удалось нарастить с 3 до 20 млрд долларов, он уже превысил доходы казны от экспорта вооружений, — радуется министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. — Доходам «Газпрома» мы пока уступаем, но за семь-десять лет, подключая к экспорту продукцию динамично развивающегося животноводства, думаю, к ним приблизимся.
В этом году, по предварительным прогнозам, Россия поставит за рубеж те самые «лишние» 30 млн тонн зерна. Все бы замечательно. Но... Как известно, бензин в нашей стране дорожает как при падении мировых цен на нефть, так и при их росте. Вот так же и с хлебом: еды все больше, а цены все выше.
Виноваты санкции с антисанкциями? Отчасти. Но свои пять копеек добавляет и Минсельхоз. Вернее, не пятачок, а полновесный целковый: именно на рубль за кило поднимается в соответствии с приказом Ткачева цена госзакупок в так называемый интервенционный зерновой фонд.
— Считаю, это правильное решение, — настаивает министр. — Этот фонд направлен на стабилизацию рынка, на поддержание на нем устойчивой и стабильной цены. Кстати, «закрома Родины» у нас не такие уж и объемные, вмещают всего 2,5 млн тонн. А Канада, к примеру, хранит в своем резерве до 30 млн тонн, а США — около 20... По сравнению с прошлогодней средняя оптовая закупочная цена российской пшеницы уже поднялась на четверть — с восьми до 10 рублей за килограмм.
В ответ на просьбу корреспондента «Труда» спрогнозировать розничную цену батона на наших прилавках к апрелю министр Ткачев назвал 25-30 рублей. А вот в отношении колбасы подобную оценку дать затруднился.
— С яблоками ситуация иная: они не уродились, — продолжает собеседник. — Да и вообще по фруктам Россия далека от достижения продовольственной безопасности: ежегодно мы производим 3 млн тонн — столько же, сколько импортируем. Для обеспечения собственной потребности надо заложить 65 тысяч гектаров фруктовых садов. Но это задача не на один год. Гектар при закладке современного сада обходится в 2 млн рублей, а плодоносить при правильной агротехнике он начинает только на пятый-шестой сезон.
В отличие от более-менее благоприятной статистики по собственному производству свинины, птицы и яиц и бьющей рекорды урожайности зерновых, не радует молочная отрасль: Россия производит 30 млн тонн, еще 8 млн вынуждена импортировать.
— Но посмотрите на статистику: половина нашего молока производится в личных подсобных хозяйствах, — говорит Ткачев. — Ежегодно в этом секторе мы наблюдаем падение объемов продукции на 3-4%. На 5-6% наращиваем мощности больших молочных комплексов — а толку нет! Личные подсобные хозяйства и дальше будут сокращаться: это тяжкий труд, молодежь заниматься им не хочет. Выход — в развитии цивилизованного фермерства, ему государство обязано помогать.
Штрихи
Наиболее зависимы российские крестьяне от поставок импортных пестицидов (две трети их ввозятся из-за рубежа), а также семян овощей (по картофелю объем закупок за рубежом — половина, по свекле — 90%).