Главная Культура 10:46 12 Октября 2015 7604
«Три сестры» все-таки попали в Москву

Ради этого пришлось преодолеть немало препятствий, но оно того стоило

Сергей Бирюков

Режиссер Тимофей Кулябин и новосибирский театр «Красный факел» привезли в Москву спектакль «Три сестры». Вместе со столичной публикой корреспондент «Труда» вынес из этого вечера в Центре Мейерхольда убеждение, что молодой постановщик – отнюдь не вульгарный искатель скандалов, но художник, способный заставить хрестоматийное произведение звучать по-новому.

А ведь и вправду «Сестры» могли не доехать до столицы: пригласивший их фестиваль «Территория» буквально за месяц до своего начала лишился крупной суммы в одном из лопнувших банков, и только сплоченность истинных единомышленников ("Альфа-банка" и других меценатов) помогла в последний момент найти необходимые средства. Это добавило ажиотажа к ожиданиям публики, уже полгода питаемым «тангейзеровским» скандалом в Новосибирской опере (напомним, тогда спектакль Тимофея Кулябина «Тангейзер» был снят с репертуара по иску так называемых православных активистов, заподозривших в нем оскорбление святынь).

Чтение буклета постановки не развеяло скепсиса: режиссер сообщает, что превратил героев чеховской пьесы в глухонемых. Зачем? Оказывается, у Кулябина «давно была идея… каким-то образом исключить звучащее слово из восприятия зрителя… сделать спектакль на жестовом языке».

Ну-ну. Первые сцены спектакля, кажется, подтвердили худшие опасения. Ладно, перед нами не тот уютный провинциальный дом Прозоровых, который привыкла видеть публика традиционных постановок, а схематично разделенное на зоны общее пространство лишь со слегка намеченными деталями: вот окно, вот дверь, вот шкаф… Ладно, герои одеты в джинсы, смотрят современные видеоклипы и памятные моменты запечатлевают на сэлфи – такое нынче тоже не назовешь революцией. Но постоянно слушать невнятное мычание персонажей, путаясь глазами в мельтешении их рук и мелькании текста на табло, и осознавать, что это ждет тебя на протяжении всех четырех часов представления, – такое мало вдохновляет.

Если честно, в течение первых двух действий скорее преобладали негативные ощущения. Хотя профессиональный опыт подсказывал: по части нельзя судить о целом.

Перелом произошел в третьем действии (знаю, для кого-то он наступил раньше, для кого-то, видимо, вовсе не случился – финал я досматривал на освободившемся более удобном, чем мое боковое, центральном месте). Напомню: это городской пожар. Прозоровы не погорели, но в их и без того не слишком мирный дом переселяется множество народу. Тревожная темнота, прерываемая иногда вспышками даваемого на пару минут света (так могло бы быть в Великую Отечественную войну или при нынешних стихийных бедствиях); действие, «перебегающее» то в уголок Ирины с Тузенбахом, то к Маше с Кулыгиным, то к вечно озабоченной своим барахлом и косметикой Наташе, то к входной двери с постоянно прибывающим беспокойным людом; наконец, непрекращающийся, иногда усиливающийся до чудовищной кульминации стон пьяного доктора Чебутыкина – все это создает ощущение какого-то громадного, космического катаклизма.

Ну а финальный акт – просто огромная удача в жанре пластической драмы. Прощающиеся с сестрами военные, сами сестры, которых объединила разверзнувшаяся перед ними пустота – это ожившие скульптурные группы, а последнее «трио» сестер, где отчаяние нельзя отделить от истерической надежды, могло бы украсить и какой-нибудь спектакль современного танца.

Так вот, похоже, для чего понадобилось Кулябину выводить звучащее слово за скобки – чтобы обнажить эмоциональную, человеческую суть драмы, которую мы во внешнем знании расхожих мест текста («В Москву, в Москву…» и пр.) упускаем. Чтобы убрать патину иронии к этим героиням, перестать воспринимать их рупорами с юности знакомых реплик, а увидеть в них живых существ и пробудить сочувствие к их судорожным, почти животным попыткам выбраться из трясины.

Вновь обращаясь к буклету, нахожу в нем подтверждение догадки. Уже пробные фрагменты убедили режиссера: жесты столь выразительны, что текст при полной тишине начинает как бы звучать в голове зрителя. «В этом была некая магия: непроизнесенные слова становились не менее, а более значимыми… Появились субтитры – и эффект только усилился, текст Чехова превратился в одного из героев спектакля, вообще говоря, в главного героя».

Отдавая дань Кулябину как автору идеи, отметим и других создателей постановки. Например, художника Олега Головко, чьи костюмы, особенно в финале, стильны до степени скульптурности.

И конечно актеров – например, Андрея Черных, чей Чебутыкин из раздолбаистого увальня постепенно превращается в трагический символ человеческой деградации. Сестры же блистательны все. Каждая проживает за эти четыре действия огромную жизнь: Ольга (Ирина Кривонос) – от заботливого старшинства в семье до показного пафоса в директорстве; Маша (Дарья Емельянова) – от сумрачной резкости к оцепенелой обреченности; Ирина (Линда Ахмедзянова) – от щенячьей веселости до леденящего сознания неосуществимости любви. Не удивлюсь, если после этих гастролей красавицу Линду или сумасшедшее пластичную Дарью попытаются «похитить» кинорежиссеры или руководители других театров.

Впрочем, даже если такие попытки будут, думаю, актеры сумеют и сохранить верность родному коллективу. «Красный факел» – яркий пример ансамблевого театра, где все – на высоком профессиональном уровне, и каждый работает прежде всего не на свою славу, а на спектакль.

Кстати, подтверждением силы этого ансамбля стал инцидент на втором, субботнем представлении «Сестер». Посреди финала вдруг в скупую, очень выверенную звуковую партитуру (те самые стоны Чебутыкина, или ритмическое постукивание его клюки вместо знаменитого припева «Тарарабумбия, сижу на тумбе я») вторгся противный механический голос под мерзкий музыкальный джингл: «Всем срочно покинуть помещение». Сперва подумалось: чем современная режиссура не шутит. Но актеры прекратили играть, а голос все не умолкал – и люди с плохо скрываемой тревогой (но, к их чести, без всякой паники) потянулись к выходу. Корреспондент «Труда» (уж не знаю, плюс это или минус) оказался в самых медлительных и не успел даже толком отойти от своего места, как поступил отбой тревоги. Выяснилось: в Центре Мейерхольда такое происходит постоянно, пожарная сигнализация не отрегулирована и срабатывает на совсем уж нано-количества дыма – а по сюжету сцена задымлена, пусть и бутафорски.

Больше всего в эти секунды сочувствовалось актерам: как, получив в кульминационный момент такой удар под дых, сохранить нерв и переживание? Сохранили! Выстроились в исходную композицию – и доиграли на мощном эмоциональном крещендо.

Тем, кто имеет мужество работать в театральном Новосибирске, да к тому же с Тимофеем Кулябиным, и куда более крутые встряски не страшны.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?