Участники юбилейной,
Кредо Толстовской премии: дорогу неконъюнктурной литературе! Книгам, написанным не для того, чтобы в метро не скучать (хотя и такие нужны), а для пробуждения вкуса к размышлениям о времени и о себе. Лев Аннинский, Павел Басинский, Алексей Варламов, Игорь Золотусский, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко — состав жюри, возглавляемого праправнуком великого писателя Владимиром Толстым, советником по культуре президента РФ, весьма представителен.
Лауреатом в почетной номинации «Современная классика» стал Валентин Распутин.
В номинации «XXI век» премию получил писатель из Екатеринбурга Евгений Касимов за автобиографический роман «Назовите меня Христофором». А в учрежденной лишь в этом году новой номинации «Детство. Отрочество. Юность» победил «Крестьянин и тинэйджер» Андрея Дмитриева — история о том, как корежит человеческие судьбы противостояние мегаполиса и русской деревни.
О кризисе нашей литературы говорят так давно, что «Труд» не удержался от вопроса — насколько даже самая уважаемая и престижная премия в состоянии изменить ситуацию. Владимир Толстой в беседе с корреспондентом был откровенен:
— На быстрые и кардинальные изменения рассчитывать не приходится, но это не значит, что можно сидеть сложа руки. Я не согласен с теми, кто уверяет, будто финансовая составляющая в премии не важна. Писателя надо поддерживать, чтобы он мог спокойно работать, а не метаться по редакциям и издательствам в поисках поденщины, чтобы прокормить семью.
В подтверждение этих слов Владимира Ильича приведем впечатляющие цифры премиального фонда: «Современная классика» и «XXI век» — по 900 тысяч рублей, «Детство. Отрочество. Юность» — 300 тысяч. Однако известный литературный критик, писатель и публицист Лев Аннинский высказался более скептически:
— Сегодня проза не реализует себя как явление. Наши лауреаты — пока лишь отдельные хорошо пишущие ребята, которым надо печататься много и часто, чтобы их знали и читали. А одна книга раз в два-три года — это мало. Сейчас наиболее востребованы мемуары и публицистика, затем, скорее всего, очнется поэзия, и только потом наступит время прозаиков. Каким оно будет, сейчас представить невозможно. Дай бог, чтобы русская культура не забыла своих великих классиков. Увы, такое вполне возможно...
Будем надеяться, что такого все же не случится. Вот только странно было слышать, как один из представителей Министерства культуры благодарил компанию Samsung за поддержку премии в такой вот формулировке: «Не потому, что мы сами не можем поддерживать премии, а потому, что это спонсорство способствует укреплению международных связей». Как раз эта компания, сама разыскавшая яснополянскую премию и предложившая помощь, проявила об отечественных литераторах заботу, которой могло бы поучиться наше родное государство: вспомним хотя бы, сколько лет оно не может принять закон о меценатстве...