Формула успеха для Петрова
Российскому пилоту следует равняться на немецкого вундеркинда Себастьяна Феттеля
В минувший уик-энд мир узнал триумфатора сезона-2011 в «королевских» гонках: третьего места на японском Гран-при хватило Себастьяну Феттелю, чтобы досрочно оформить победу. «Труд» разобрался в слагаемых успеха немецкого гонщика, а также выяснил, как идут дела у Виталия Петрова, единственного представителя России в состязании пилотов.
«Свой парень» был безжалостен к конкурентам
Чемпионская интрига агонизировала едва ли не с весны и окончательно умерла за четыре этапа до финиша. Последний раз такое превосходство одного пилота над соперниками мы наблюдали семь лет назад, в год последнего чемпионства Михаэля Шумахера. При Феттеле имя Шумахера лучше не упоминать всуе: к Себу еще с юности пристал ярлык «бэби Шуми» и изрядно ему надоел.
Правда, чем дальше, тем меньше поводов сравнивать Феттеля с кем-то другим и больше — говорить о появлении самобытного пилота мирового уровня, пришедшего всерьез и надолго. Побив множество рекордов Формулы-1 из серии «самый юный», теперь он вошел в элитный пул пилотов, которым удалось защитить завоеванный годом ранее титул — таких всего 9 человек в истории.
Пожалуй, нет компонента, в котором Феттель выше оппонентов на голову. Глава «Ред Булла» Кристиан Хорнер, рассуждая о причинах успеха, упоминает множество факторов: «Во-первых, наша команда выросла и научилась на своих ошибках прошлого года. Во-вторых, победа в сезоне-2010 сделала Себа значительно увереннее в себе. Теперь он знает, на что способен, и развивает успех».
Упомянутая Хорнером психологическая составляющая действительно стала коньком Феттеля. Еще прошлой осенью он мог допустить на трассе нелепую ошибку и даже прослыть «мальчиком-аварией», как его любезно окрестили ребята из «Макларена». Сейчас Себ гораздо собраннее и хладнокровнее: окончательно это стало ясно летом, когда после трех проигранных гонок он не расклеился, а напротив, смог увеличить отрыв от преследователей.
Именно за счет идеальной концентрации стала возможна чемпионская модель Феттеля: безошибочно стартуя, он уходит в отрыв и, не утруждая себя позиционной борьбой, всю гонку едет в авангарде. Благодаря этой тактике немец прослыл в устах злопыхателей собирателем очков. Впрочем, знаменитый обгон Фернандо Алонсо на Гран-при Италии продемонстрировал, что и прагматикам не чужд некоторый авантюризм. Что же касается скорости, то здесь к Феттелю никогда не было претензий: 11 побед в квалификациях говорят сами за себя.
Работоспособность Себа феноменальна. Широко известен тот факт, что после завоевания титула прошлой осенью он отдыхал ровно пять дней. Затем свернул отпуск и отправился на тесты, пробуя «на зуб» новую резину «Пирелли».
Обладая всеми качествами человека-машины, лидер «Ред Булла» вместе с тем выработал имидж дружелюбного и коммуникабельного человека, «своего парня», обклеивающего болид смайлами и раздающего остроумные интервью. Примечательно, что лучший гонщик пелотона находится лишь на третьем месте в зар-платном рейтинге, а недавно и вовсе был восьмым. Обогащение явно не является его главной задачей: 24-летний немец мыслит категориями «судьбы» и «призвания». «Талант есть у всех. Но почему одному удается его применить, а другому нет? Об этом я часто задумываюсь. В конце концов, речь идет о том, чтобы найти свой собственный путь. Осознание этого — признак зрелости», — рассуждает он.
При всех достоинствах Себа не утихают спекуляции на тему того, чего бы он стоил, не обладай он лучшим болидом: превосходство «быков» над конкурентами выглядит подавляющим, а главного конструктора RB7 Эдриана Ньюи иначе как гением не величают. Но кроме Ньюи и Феттеля «Ред Булл» состоит из многочисленных инженеров и стратегов: слаженность командного механизма — вот он, секрет успеха. Достаточно посмотреть, как четко работают механики австрийской конюшни на пит-лейнах, делая все, чтобы Себ чувствовал себя максимально комфортно.
«Таскать рояль» для маэстро Феттеля приходится и второму пилоту Марку Уэбберу. Его личные результаты хромают, что логично: на трассе австралиец нередко занимается тем, что сдерживает конкурентов Себа. От роли винтика в большой структуре опытный гонщик, разумеется, не в восторге. О его натянутых отношениях с молодым партнером было известно еще в прошлом году, имели место разногласия и этим летом. Уэббер даже хотел уйти из «Ред Булла», но боссам конюшни удалось конфликт замять, а Марка «переподписать» еще на год. Феттель, к слову, имеет на руках контракт до 2016 года: «газировщики» не собираются упускать возможность наштамповать как можно больше титулов, пока на руках все карты.
Прогрессу Петрова мешает кризис «Лотуса-Рено»
Тем временем российский пилот «Лотуса-Рено» Виталий Петров проводит неоднозначный сезон. С одной стороны, прогресс по сравнению с дебютным годом имеется: выборжанин подтянулся в топ-10 в личном зачете. С другой, от него все-таки ждали большего. Даже если отложить в сторону авансы, выдаваемые Петрову как лидеру команды, задачей-минимум было стабильное попадание в очковую зону. Но на восьми из 15 этапов россиянин до очков не доезжал. В неудачах, по его словам, чаще всего оказываются повинны болид и командная тактика. Но и сам пилот горазд на погрешности на трассе, нередко даже демонстрируя неспособность обогнать более медленную машину. Скептики поговаривают, что потолок 27-летнего Виталия не за горами.
Что касается команды Петрова, то она словно вступила в черную полосу: обновления болида результатов не дают, сильные инженерные кадры уходят к конкурентам, а из-за финансовых проблем концерн «Рено» грозится прекратить поставку моторов. Неясно даже, под каким названием начнет коллектив следующий сезон. Провал этого чемпионата уже ни у кого не вызывает сомнений: весной «лотосы» собирались отвоевывать у «Мерседеса» место в топ-4, а сейчас боятся потерять и пятую позицию под натиском «Заубера» и «Форс-Индии». На фоне таких неурядиц результаты Петрова не выглядят катастрофой.
Более того, в определенной мере россиянин оказался заложником ситуации. В его политкорректных интервью нет-нет да и проскользнет мысль о том, что в команде каждый сам за себя. Но откуда взяться синхронным действиям при той бизнес-модели, что выбрал шеф конюшни Эрик Булье? Француз делает ставку на рентадрайверов, нужность которых определяется не масштабом таланта, а количеством спонсорских денег, стоящих за пилотом. Спортивную составляющую проекта до некоторых пор брал на себя Роберт Кубица, пропускающий этот чемпионат из-за травмы. Пока неясно, вернется ли польский гонщик в сезоне-2012 и наберет ли он прежнюю форму. Неопределенность кружит голову Булье: стратегии развития команды нет, контроль над развитием болида потерян.
В этой ситуации руководитель «Лотуса-Рено» бросил все силы на выбивание денег. Сенсационное увольнение второго пилота Хайдфельда и назначение в его кокпит бразильца Сенны? яркий пример замены, точнее, подмены спортсмена рентадрайвером. Манят Булье и спонсоры француза Грожана, а потому гонщик уровня аутсайдеров паддока рассматривается как смена Сенне или даже Петрову. Да-да, по словам Булье, место в команде на сезон-2012 россиянину не гарантировано, несмотря на подписанный контракт. Намек более чем прозрачен: 15 млн. евро, которые, по слухам, ежегодно приносит Виталий, уже недостаточно. Судьба Петрова под вопросом, ведь популярная в мире «королевских» гонок шутка гласит, что контракты стоят меньше, чем бумага, на которой они писаны. Но столь же туманны перспективы самой конюшни: «Рено» успешно поставляет двигатели ряду других команд (тому же «Ред Буллу») и вряд ли будет сильно сокрушаться по поводу закрытия убыточного детища. Стяжательство «лотосов» грозит стать валтасаровым пиром.