Голубые береты «красных военпрыгов»

Репортаж с учений ВДВ, в которых на 800 прыжков пришелся один несчастный случай

Идущие на высоте 600 метров «Илы» иногда скрывались в низких облаках. Погодные условия, как сказал командир 106-й дивизии ВДВ полковник Владимир Кочетков, были сложными, но допустимыми. Когда рев двигателей смолк вдали, из серой пелены осеннего неба начали пачками вываливаться десантники.

Теория и практика

На тактических учениях 137-го полка 106-й дивизии из 10 военно-транспортных Ил-76 прыгали 800 человек. Самолеты шли с половинной загрузкой — бросали по 62 десантника только из двух боковых дверей. Если бы, как в боевой обстановке, пришлось прыгать и через рампу (огромный двустворчатый грузовой люк в хвосте «Ила»), «борт» за полминуты с интервалом в секунду покинули бы 124 «красных военпрыга». Именно так — по аналогии с «красвоенлетами» 20-х годов — называл коллег начальник пресс-службы ВДВ полковник Александр Чередник.

Площадка приземления у деревни Житово в Рязанской области представляла собой слегка горбатое посередине колхозное поле 2 на 5 километров, густо усеянное коровьими лепешками. Минут за 15 до выброски людей приземлились шесть «объектов», как их называют в ВДВ: три боевые машины десанта (БМД) и столько же самоходных артиллерийских установок «Нона». Чтобы сесть помягче, все они помимо многочисленных парашютов оснащены воздушными мешками. Кроме шуток, этот обязательный атрибут любой современной легковушки впервые появился у советских БМД, принятых на вооружение в 1969 году. Однако защищают эти мешки вовсе не физиономии десантников, прыгающих отдельно, а ходовую часть боевых машин.

Теоретически каждая рота должна приземлиться рядом со своими «алюминевыми танками» (броня у них из этого металла), на практике же на поиск своей «бээмдэшки» или «Ноны» отводится 40 минут. Даже при наличии на «объектах» маркерных передатчиков (у каждой машины он пищит на своей частоте), а у каждого члена экипажа — аналогичного приемника с одним наушником, не всем это удается. Однако десантникам разрешается идти в бой и при отсутствии в подразделении 25% личного состава.

Столкновениев воздухе

На каждый случай в ВДВ есть свои инструкции. Например, если влетел в стропы чужого парашюта — растопырь пошире руки и ноги. Если наступил на купол чужого парашюта — просто беги по нему, желательно как можно быстрее. Эти правила каждый десантник от солдата до генерала должен помнить и среди ночи, и пьяным, и при смерти. И они помнят, только помогает не всегда…

Под конец учений на высоте нескольких десятков метров у двух десантников спутались купола парашютов. Раскрывать «запаски» было уже поздно. Оба тяжело рухнули на поле, так и оставшись на нем лежать, накрытые куполами своих парашютов. К ним тут же побежали люди в оранжевых жилетах, обозначающих принадлежность к наряду по площадке приземления, и начали размахивать вытяжными парашютами. Так в ВДВ вызывают «скорую помощь». По словам начальника пресс-службы ВДВ, солдаты остались живы. Приземлившийся первым пострадал больше — второй десантник заехал в него локтем. Вроде бы у одного был травмирован копчик, а у второго — ключица.