Они подскажут, как продать воздух

В субботу в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» программе «Послужной список» ведущие говорили о профессии маркетолога

В нашей стране маркетолога с тридцатилетним стажем работы найти невозможно, первая кафедра маркетинга была создана в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова только в 1990 году.

Дети конкуренции

Почему же после развала Советского Союза стали нужны маркетологи? Все просто. Маркетолог — специалист по изучению вкусов покупателей и продвижению товара, созданию новых товаров.

Но исследованием предпочтений покупателей и созданием новых товаров работа маркетолога не ограничивается. Он оценивает рынок конкретных товаров и услуг, проводит мониторинг отрасли, организует работу интервьюеров, выясняющих предпочтения покупателей, обрабатывает информацию, составляет подробные отчеты с цифрами, графиками и сравнительными характеристиками, делает на их основе прогнозы и дает рекомендации по позиционированию товаров на рынке и их продвижению.

Учись не хочу

Сегодня более 170 российских вузов по всей стране готовят маркетологов. Наиболее востребованы выпускники Санкт-Петербургского ГУ экономики и финансов, МГУ им. Ломоносова, РГГУ, ГУУ и АНХ при правительстве РФ.

Получить начальное образование по специальности можно и в колледже. Но часто бывает, что экономисты или финансисты переходят в отдел маркетинга. «У меня нет пятилетнего классического маркетингового образования, — рассказывает Екатерина Майстришина, маркетолог из Омска. — Я училась в Торгово-экономическом университете на финансовый кредит, потом работала в банке по специальности, но поняла, что я человек более творческий, и пошла в маркетинг».

Екатерина прошла профессиональную переподготовку, чтобы освоить основные вещи, нужные в работе. «На маркетолога не нужно учиться пять лет, — говорит Екатерина. — Все меняется очень быстро, и приходится проходить различные тренинги и курсы повышения квалификации. Но в этой профессии наиболее важно самообразование». Екатерина считает, что нужно не только читать профессиональную литературу, но и интересоваться тем, как работают конкуренты, как они позиционируют товары компании, какие рекламные и промоакции проводят.

Работники нарасхват

Отделы маркетинга есть в банках, промышленных холдингах, торговых фирмах. Востребованы маркетологи и в консалтинговых компаниях, оказывающих услуги по проведению маркетинговых исследований. Правда, сегодня компании из-за кризиса отказываются от маркетологов, они стремятся остаться на плаву, а о создании новых товаров и их продвижении не задумываются.

Вообще же карьера специалиста начинается с позиции ассистента маркетолога, затем он может перейти на должность маркетолога-исследователя или маркетолога-аналитика, со временем можно стать начальником отдела и директором по маркетингу.

Сделка с совестью

Чтобы идти вверх по карьерной лестнице, иногда нужно закрывать глаза на то, что не все продвигаемые товары качественны. «Эта грань у каждого человека своя, — говорит Екатерина Майстришина. — С одной стороны, я бы не стала продавать вещи, которые являются вредными, просто потому, что не было бы вдохновения, я человек увлекающийся, творческий и эмоциональный. Но с другой стороны, мы в жизни часто сознательно вредим своему здоровью, и нам это нравится. Я, например, противница фастфуда, но отказалась бы я его продвигать? Я не знаю».

Маркетологи даже в кризис получают неплохую зарплату, видимо, за муки совести. Начинающий специалист зарабатывает от 25 000 до 45 000 рублей, директор по маркетингу — от 75 000 до 100 000 рублей, а руководитель департамента по маркетингу в крупной компании — от 150 000 рублей до 350 000 рублей.