- ...Так что я должен делать?
Аспирант юридического института Хабаровска Елена Гуменюк знает ситуацию не понаслышке и несколько разочарована моей наивностью.
- Ну как этого не понять? Вам даже ничего покупать и таскать не придется. Привезут на теплоходе в китайский город Фуюань. Он на той стороне Амура. Полтора часа дороги - и на месте. Погуляете, посмотрите, отдохнете. Все, что надо фирма, которая занимается организацией шоп-туров в КНР, сама закупит на местном рынке и доставит в порт. Оформит необходимые документы. Просто на таможне скажете, что сумка на весах ваша. Вот и все обязанности "кирпича".
- А если проверят, а в вещах окажутся, например, наркотики, тогда я загремлю по полной программе.
- Да, риск, конечно, есть, - не скрывает Елена. - Поэтому лучше выходить на тур-агентство через знакомых. Тогда будет все в порядке. Моя знакомая врач-терапевт возила товар таким образом - и ничего. Студенты наши то и дело мотаются "кирпичами". Проблем не было.
Откуда вдруг взялся "кирпич", если всегда был "челнок", который покорял заграничные торговые просторы и привозил дешевые товары на историческую родину? В начале года российское правительство постановило, что россиянин может беспошлинно ввозить товары для личного пользования из-за границы только один раз в месяц, а не каждую неделю, как раньше. И уже не полцентнера, а только 35 килограммов. Отечественная, легкая промышленность, ради которой и вводились лимиты, могла ликовать. "Серый" импорт получил сокрушительный удар - "челночный" бизнес умер. Но искушенные сограждане перестроились быстрее, чем нашенские производители обуви и одежды. "Челнок" как бы размножился. Появился оптовик, который с помощью многочисленных добровольных помощников вывозит товар с приграничных торговых центров. Ближе всего к Хабаровску городок Фуюань. Сюда предприимчивый и хитрый хабаровский предприниматель и закидывает сеть "кирпичиков".
...У речного вокзала столицы края десятка полтора непритязательных вагончиков. Каждый - база туристической компании. "Фламинго", "Комфорт", "Вокруг света", "Весь мир"... Предлагают отправиться к соседям на один, два, три дня. Покажут, если надо, альбом с цветными фотографиями. Распорядок "ежевечернего шоп-тура в Фуюань" висит на двери. Все предельно понятно. "Сбор группы в 17.30 в офисе. В 18.00 прохождение таможенного и паспортного контроля. Посадка на теплоход "Полесье" или "Лунтана". Прибытие в Фуюань. Прохождение санитарного, паспортного и таможенного контроля. Трансферт и размещение в гостинице... Ужин. Свободное время". Отдельный и очень своевременный совет инструкции: "Валюту РФ и доллары США желательно менять в офисе китайской туркомпании, т.к. много фальшивых юаней". Инструкция туркомпании "Вокруг света" более лаконична: "Трансфер на рынок. Свободное время. Обед (14.00). Сдача багажа с 15.30 до 16.00".
Стоимость путевки из расчета на один день - 2300 рублей и 30 у.е. Речь идет только о долларах, евро не в ходу. Надо заплатить и за погрузку одной сумки на грузовик, а потом на теплоход - 67 юаней. Это для обычных туристов. "Кирпича" же фирма доставит туда и обратно бесплатно. Никаких личных накладных расходов. И еще (правда, такое предлагают редко) могут доплатить за поездку порядка 500 - 800 рублей. Говорят, что в Благовещенске "кирпичу" платят всегда. До одной тысячи рублей за рейс. Поди плохо? Посмотрел бесплатно заграницу и деньжат срубил. Хозяин "кирпича" тоже не в накладе. Зарабатывает на одной ходке труженика "серого" импорта от 3 до 5 тысяч рублей.
Хабаровские "кирпичи" (их еще называют "помогайки") отправляются в Фуюань больше ради удовольствия. Но не только. На месте можно купить одежду для себя, сорвать ярлыки и отправиться домой прямо в ней. Поэтому взмокшие от жары дамы в свитерах и кофточках и молодцы в нескольких куртках и рубашках таможенников уже не удивляют. Они знают, что к чему.
Фуюаньские жители тоже с понятием. Местный рынок "Чжэнян" предлагает все, чем богат Китай. Лампочки, кроссовки, телевизоры, полотенца, холодильники, нижнее белье... Цены в два-три раза ниже хабаровских. Рынок в самом центре городка. Рядом большой универмаг, массажные кабинеты, салоны красоты, парикмахерские. А вокруг, чтобы гостям далеко не ходить, расположены дешевые гостиницы "Лунцин", "Сауна". Койка, телевизор, умывальник, кондиционер. Рынок закрывается рано, но магазины, бутики работают до 2 - 3 часов ночи, некоторые круглосуточно, чтобы у покупателей-россиян не было никаких проблем. Хочешь, плати юанями, хочешь рублями. Охотно возьмут и то, и другое. Город - магазины, рынок, гостиницы - функционирует только в период навигации, пока плавают из Хабаровска скоростные теплоходы. Потом все замирает до весны, когда сойдет лед на Амуре.
Захожу в офис - вагончик одной из туристских компаний.
- "Кирпичи" нужны?
- Опоздали. У нас уже все билеты проданы до конца навигации - до 28 октября.
Иду в соседний вагончик. Здесь спрашивать не приходится. На двери вывеска: "Помогаев" не берем". Оно и понятно: осень - пик поездок в Китай. Да и времени до закрытия сезона осталось совсем немного. От обычных шоп-туристов отбоя нет. Поток непрерывный. Заместитель генерального директора одной из турфирм Ирина Бастракова не успевает объяснять:
- Мест уже нет совсем. Появится в том случае, если кто-нибудь откажется. Оставьте свой телефон, запишем вас на лист ожидания. Но выходные дни исключаются. На них особый спрос.
...От причала готовится отойти в Фуюань пассажирский теплоходик. Выстроилась очередь, царит радостное оживление. Спрашиваю счастливых хабаровчан, за чем они едут.
- Шубу хочется к зиме купить, - делится планами Наталья Нилова, менеджер одной из городских компаний. - Хотелось бы норковую, только вряд ли хватит денег. Тогда полушубок возьму. И детям - Алексею и Вовику пуховики надо купить. Собиралась "помогайкой" поехать, да не нашла нанимателя.
- А мне хочется отдохнуть, в ресторан сходить, - рассказывает Нелля Чернецова, главный бухгалтер хабаровской фирмы. - Там действительно настоящая национальная кухня. Тот китайский общепит, что у нас в городе, - ерунда. И платье хочу сшить. Фигура у меня нестандартная. Мерку прямо на рынке снимут. В течение дня смастерят. Очень аккуратно работают, не как наши.
- А мы хотим к себе домой в Харбин через Фуюань попасть, - рассказывает супружеская чета Ван Шу и Сю Вэй. - Чем занимаемся в Хабаровске? Поставляем отсюда в Китай металл и необработанный лес...
- Я поеду за границу первый раз, - делится Роман Пшеничников. - Хочу куртку кожаную прикупить.
Ясно, что передо мной не "кирпичи", те себя, естест-венно, не рекламируют. В бойцы многочисленных отрядов "серого" импорта обычно идут малоимущие. Студенты, врачи, учителя...
- Наши многие мотались "помогаями", - рассказывает дежурная по этажу гостиниц "Интурист" Светлана Конык. - Работа позволяет: сутки трудимся, двое отдыхаем.
Из Дальневосточного гуманитарного университета выходит группа студенток.
- Девчонки, а почему "кирпич" называется "кирпичом"?
Вопрос никого не удивил. Мои собеседницы явно в теме.
- Как почему? Я же еду как "кирпич", - для наглядности моя собеседница изобразила руками искомый строительный материал. - Ничего от меня не зависит. Многие мои одногруппницы постоянно ездят.
- Я оставила заявку на фирме, - сообщает подробности Мария, студентка Академии экономики и права, она же внештатный фотограф газеты "Тихоокеанская звезда", - хочу, мол, работать "помогаем". Через месяц мне позвонили: "Приходи".
- Иногда наниматели сообщают "кирпичу", что у него в сумке, а иногда и нет, - делится со мной секретами "помогаевского" бизнеса подружка Марии Яна Диденко.
- И что говорить, если таможенник заставил показать содержимое багажа, а там, например, десяток-другой пар обуви?
- Скажи, что купил для всей деревни, на подъезд, для многочисленной родни. А что таможенники могут сделать? Ничего.
Действительно, ничего. Да и выявить "кирпича" на границе практически невозможно. У обычных и "заказных" туристов одинаковые полосатые сумки. И потому рынки с китайскими товарами в Хабаровске как работали, так и работают. Ни один из них после того, как "челноков" извели, не закрылся. Цены практически не выросли. Один из центров торговли заамурскими товарами знаменитый городской рынок "Красная речка". Иду по рядам. Такое впечатление, что попал в Китай. На всех этикетках иероглифы, и торгуют в основном раскосые продавцы.
- Бери, каросый товар, - уговаривает покупательницу, которая выбирает детскую куклу, продавец. - Могу уступить...
И если надо, уступит. Есть запас прочности. По некоторым оценкам, один килограмм обуви оптовикам, отоваривающимся за счет "кирпичей", обходится в пять долларов, кубометр одежды в 1000 долларов. Если использовать легальные, а не "серые" каналы доставки китайских товаров, цены были бы раз в пять больше. При этом общий объем "левого" импорта в прошлом году составил, по некоторым экспертным оценкам, около 30 миллиардов долларов. И цифры эти только растут из месяца в месяц. Если говорить о товарах из Поднебесной, то половина импорта "серая". Ситуация не меняется.
Отечественная легкая промышленность перестраивается медленно и неуклюже. Доля ее в производстве товаров народного потребления не только не повышается, но неуклонно и стремительно снижается. В 1990 году она составляла свыше 20 процентов, сейчас немногим более одного. Еще чуть-чуть и отрасль перестанет существовать вообще.
"Кирпич" ее побеждает.