- Мой свекор по просьбе двоюродных сестер опекал на Востряковском кладбище могилы их родителей, - рассказала Светлана Викторовна Дубова. - Сами старушки живут в Нахабино и уже не в силах ездить к родным могилкам. Когда свекор умер, эта обязанность перешла к нам с мужем. Взяли мы свидетельства, записали на листочке, где искать захоронения, и поехали. Исходили вдоль и поперек нужный квадрат, но могил не обнаружили. По мобильному телефону связались с бабушками, и они стали нам буквально диктовать фамилии, высеченные на памятниках, мимо которых надо идти. Все равно ничего найти не можем. Упираемся в какие-то засыпанные мусором проплешины.
В администрации кладбища вместо помощи услышали обидный упрек: бросают, мол, свои могилы, а потом не могут найти.
Я поделилась на работе своей проблемой, тут одна из сотрудниц мне и рассказала страшную вещь. На отдельных могилках, говорит, устраивают что-то вроде свалки и наблюдают - если год-другой родственники не обращаются, то начинают это место готовить для продажи.
Дубовы написали письмо на имя генерального директора ГУП "Ритуал", у которого в подчинении находятся все московские кладбища. Приложили к письму копии документов - удостоверения на могилы, свидетельства о смерти, квитанции на изготовление памятников и ограды... Буквально через две недели получили ответ, что работниками ГУП могилы найдены на 37-м участке Востряковского кладбища, на месте захоронения имеется металлическая ограда и два гранитных памятника.
- Получив письмо, опять поехали на кладбище, - рассказывает Светлана Викторовна. - Я взглянула и остолбенела - стоят могильные памятники, только перекошенные немного. Но ведь мы много раз проходили здесь - их точно не было. Видно, права моя сослуживица - хотели это место забрать, да только наше письмо в ГУП "Ритуал" помешало довести дело до конца - и памятники, и ограду вернули на место.
Рассказанная нашей читательницей история не кажется неправдоподобной, когда узнаешь цифры, которыми оперирует похоронный бизнес. За год в столице оказывается официальных ритуальных услуг примерно на 250 миллионов рублей. А параллельно идет нелегальная торговля местами на тех кладбищах, которые уже закрыты для новых захоронений. По сведениям правоохранительных органов, теневой доход кладбищенских "бизнесменов" достигает 150 миллионов рублей в год. Цена квадратного метра на нелегально полученном участке уже давно обогнала стоимость квадратного метра жилья в центре Москвы.
В распоряжении столицы сегодня 68 кладбищ общей площадью 1866 гектаров, из них 860 - в черте города, остальные - на территории области. На тех кладбищах, которые находятся в самой Москве, уже давно нет места для захоронений. Здесь, понятное дело, идет теневой бизнес. На том же Востряковском, по сведениям милиции, можно приобрести место за 20 тысяч долларов.
Получить место для захоронения легально и по умеренной стоимости сейчас можно только на трех кладбищах - Богородском, Домодедовском и Перепечинском.
Погостов Москве катастрофически не хватает, поэтому планируется организовать новое кладбище у деревни Ястребки возле Митина. Кроме того, планируется обустройство трех конфессиональных мест захоронений: православного кладбища в Одинцовском районе, мусульманского - возле Перепечинского кладбища и иудейского - рядом с Востряковским.
По словам руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, кладбищенских площадей Москвы, которые расположены в Подмосковье, хватит всего на пять лет. Чтобы упредить грядущий дефицит мест для захоронения, столице необходимо в ближайшие годы прикупить еще 400 гектаров земли.