КАК ВО ТОМСКОЙ ВО ГУБЕРНЕ

В Томске прошел всероссийский фольклорно-этнографический фестиваль "Как во Томской во губерне". Под крыло организатора фестиваля - Томского политехнического университета - слетелись 17 коллективов из разных российских регионов.

- Одна из наших задач - пропаганда русского фольклора среди молодежи, - говорит участница московского ансамбля "Народный праздник" Татьяна Зименкова. - Если, например, взять северное пение и сравнить хоть с казачьим, то неспециалист, скорее всего, подумает, что это поют люди, живущие в разных странах - настолько велики региональные отличия.
- К сожалению, носителей фольклора становится все меньше,- сетует директор томского фестиваля Алексей Васильев. - В сегодняшней деревне уже не так хорошо помнят традиции, как это было, скажем, еще в 60-х годах прошлого века. Говоря это, имею в виду Сибирь. Потому что в Центральной России, а особенно в северных ее территориях, песенная и плясовая культура чуть побогаче, чем у нас. Почему так? Потому что Сибирь заселялась переселенцами, людей против их воли срывали с родных мест. Мы не так давно были в поселке Белый Яр, что на север от Томска, там большинство - переселенцы с Алтая. Людей высаживали с баржи, не давали ни орудий труда, ни средств к существованию. Первые годы им надо было просто-напросто выжить, тут не до веселья. Потом началась эпоха культпросвета, идеологической борьбы с русской традиционной культурой под лозунгом формирования "единого советского народа".
- Нынче модной стала стилизация под фольклор, - подключается к разговору творческий директор фестиваля Марина Аржаникова. - Как это ни парадоксально звучит, подлинный фольклор - экзотика для большинства россиян. Это музыка для тонких ценителей. Хотя я не против жанровых смешений, если они сделаны талантливо и с тактом. В частности, в Томске имели успех совместные концерты нашего фольклорно-этнографического ансамбля "Пересек" с авангардным джазом.
- А вот на Западе интерес к русскому фольклору очень большой, - замечает Татьяна Зименкова. - Правда, в советские времена на западную публику плохое впечатление производили академические "народные" хоры, которые пели одни и те же песни в стандартной аранжировке. Сейчас наши лучшие этнографические коллективы довольно часто выезжают за рубеж. К нам подходят зрители и говорят: никогда не думали, что русская песня может быть такой интересной и заводной...