ЯДРЕНА ШИШКА

- Чтобы заниматься селекцией кедра, надо прежде вывести селекционера, который живет 300 лет, - шутит Сергей Горошкевич, завлаб Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН.

Питомник, где растут новые сорта кедра, - под Томском, в поселке Курлек. Там завлаб и проводит все время. Да еще в экспедициях.
- Селекция, как учил Вавилов, начинается с генетической коллекции, - говорит Сергей Николаевич. - Я объехал всю Северную и Восточную Азию, от тундры до центрального Китая, где растут кедры. На моих плантациях сотни клонов, десятки типов, все виды кедровых сосен. Мы их скрещиваем - и так выращиваем потомство.
Он недавно вернулся с Курильских островов. На субтропическом Кунашире нашел кедровый стланик, живущий вместе с магнолией и шелковицей. Скрестят его с местным деревом. Чтобы стелился по земле, а шишки имел ядреные, как у сибирского кедра. Подходишь к кусту, культурно срываешь и кладешь в корзинку.
Для нового сорта нужны уникальные генотипы, отличающиеся от прочих. Увы, не бывает такого, чтобы дерево одновременно быстро росло и обильно плодоносило. Тут либо - либо.
- Сколько в вашем питомнике сортов? - спрашиваю хозяина.
- К сорту есть два подхода, - уточняет он, - научный и бюрократический. С научной точки зрения это уникальный генотип, который при правильном уходе дает гарантированный результат. Например, рано плодоносит или быстро растет. У нас десятки таких сортов, находящихся на разных этапах исследований. Бюрократический подход требует, чтобы сорт был зарегистрирован и имел сертификат. С этим у нас сложно. Иной сорт проявит свойства, когда ни испытателя, ни регистратора уже не будет.
Кедры в питомнике разные, как люди. Скажем, есть плодовитые, а есть бесплодные, выведенные для ландшафтного дизайна. Среди плодоносящих есть рекордсмены, которые после прививки уже через год дают шишки. Конечно, их размер тоже важен. Еще деревья отличаются по плотности кроны, по ее форме - шар, конус, цилиндр. И, наконец, цвет хвои - сорта с голубым, сизым, даже желтым оттенком.
Своим клонам Сергей придумал названия, соответствующие характеру. Изящный, субтильный - Нарцисс, высокий - Икар, необычный цвет хвои - Изумруд, с круглой кроной - Биосфера. Уникально урожайная Рекордистка. А некоторых назвал по месту, откуда родом: Горец, Субальпийский, Он-и-Она (это не местоимения, а две саянские реки).
- А можно про кедр, названный Президентом? - любопытствую.
- Этот генотип имеет густую и плотную крону, медленно растет. Но зато очень много шишек. Скажем, у обычного кедра в 17 лет пара шишек на главном стволе, а у Президента полсотни по всей кроне.
Оказалось, есть и сорт Олигарх. У него шишки помельче и плоские. А недавно в Томске ждали визита премьера Михаила Фрадкова. Накануне в питомник приехал местный чиновник присмотреть подарок для гостя. Выбрал обычный кедр: густой, красивый, симметричный. В этом, согласились селекционеры, тоже есть резон.
Интересуюсь, могут ли в питомнике размножать для массового производства сортовые кедры?
- Почему же нет? В Новой Зеландии треть национального продукта дает экспорт специально выведенных сортов древесины, которую выращивают на плантациях.
- А вам приносят доход декоративные сорта?
- Селекционные сорта - инновационный продукт. Чтобы поставить их на поток, надо найти много денег.
Пока селекционеры занимаются наукой и отчасти кустарным производством. Оно в каком-то смысле лучше, чем поточное, потому что кустари создают нечто уникальное, единственное в своем роде. Тут каждый кедр - произведение науки и искусства. Сложно объяснять словами, надо смотреть.