Киотский протокол, призванный объединить усилия человечества в борьбе с глобальным потеплением, многими государствами был подписан еще в 1997 году. Сегодня его ратифицировала 121 страна. Но вступит он в силу лишь при условии, если его примут страны, на долю которых в 1990 году приходилось суммарно не менее 55 процентов всех мировых выбросов "парниковых" газов. После того как США от подписи отказались, судьба протокола оказалась в руках России (17,4 процента выбросов).
В США по-прежнему считают неприемлемыми требования ужесточения экологических стандартов в промышленно развитых странах, в то время как развивающиеся государства от них освобождаются. Свое лидерство по части загрязнения среды за океаном оправдывают тем, что "зато" на долю США приходится четверть всего мирового объема производства товаров и услуг. Но если наши депутаты ратифицируют документ, то он вступит в силу с 2008 года и заставит все страны либо сокращать вредное производство, либо тратить больше денег на экологию. То и другое весьма непросто и обременительно.
В российском Белом доме признают, что одобрение протокола - шаг в значительной мере политический. В качестве компенсации потерь правительство рассчитывает получить прежде всего поддержку Европы на переговорах по вступлению в ВТО. А возможные минусы предполагается в известной степени перекрыть за счет продажи невыбранных квот на выброс CO-2, так как сегодня страна "дымит" только на 70 процентов от зафиксированной в протоколе нормы. Евросоюз посчитал, что тонна углекислого газа, выброшенного в атмосферу, будет стоить 5 долларов. Так что материальная выгода от торговли излишками национальной квоты до 2012 года составит свыше 200 млн. евро.
Кроме прочего, окружающая среда станет чище, а потепление, как полагают, остановится. Экологи утверждают, что за последние сто лет средняя температура в Сибири выросла на 3 градуса, что чревато серьезными проблемами, в том числе экономического характера. Скажем, мерзлая почва под магистральными трубопроводами может просто "поплыть"...
У критиков протокола аргументы тоже есть. На заседании правительства директор Института глобального климата и экологии Юрий Израэль назвал установленные ЕС цены на квоты "бросовыми". Он особо подчеркнул, что мы вступаем на дорогу с односторонним движением. В случае выхода из протокола России придется возвращать деньги, заработанные на продаже квот. А советник президента Андрей Илларионов считает, что в случае ограничений по выбросам придется, вполне возможно, "забыть об удвоении ВВП". По его подсчетам, потери страны могут составить порядка 1 трлн. (!) долларов до 2012 г. - за счет "непроизведенного объема ресурсов", или по 7 тысяч долларов на душу населения.
Стороны старается примирить глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Он предложил до конца года разработать программу обязательств и прав России при реализации документа. Иными словами, обставить ратификацию протокола определенными условиями. Слово, повторяем, за парламентом.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Михаил ЗАДОРНОВ, депутат Госдумы:
- Полагаю, что ратификация Киотского протокола для России в конечном счете будет полезна. Сегодня у нас есть определенный запас по выбросам, который мы сможем использовать для привлечения инвестиций и за их счет модернизировать "грязные" производства. Кроме того, мы сможем продавать лишние квоты, если будет определен адекватный механизм такой торговли.
Но в любом случае дебатов в Думе не избежать, так как у российских специалистов на этот вопрос есть разные точки зрения. Например, Андрей Илларионов считает, что к 2010 году Россия выберет весь лимит выбросов и протокол станет тормозом в развитии экономики. На мой взгляд, эта позиция не безупречна, поскольку не учитывает неизбежное снижение ресурсоемкости экономики. Ведь будут сокращаться затраты энергии и ресурсов как раз за счет обновления технологий.
Очень важно при ратификации протокола застолбить нашу квоту по выбросам строго на уровне 1990 года. И попутно определить механизмы инвестирования и торговлю квотами. Учитывая то обстоятельство, что от России зависит судьба протокола, мы можем диктовать выгодные для нас условия. Очевидно, что ратификация протокола - это элемент сложной геополитической игры, связанной с вопросами вступления в ВТО, отношениями с Японией и целым рядом других проблем международного характера. Думаю, с определенными оговорками документ успешно пройдет через Думу. И это случится в конце этого или в начале следующего года.