Хотя Белый дом все еще рассчитывает получить санкцию Совета Безопасности ООН на проведение военной операции против Ирака, "внутриамериканское" решение, по сути, позволяет президенту Бушу в одностороннем порядке объявить войну. Местные обозреватели не смогли избежать искушения сравнить документ с тонкинской резолюцией, открывшей шлюзы для полноформатного военного вмешательства США во Вьетнам.
Право на первый выстрел оговорено двумя условиями. Исполнительная власть должна не позднее 48 часов после того, как решит нанести удар, поставить об этом в известность власть законодательную. И второе: в любом случае не менее чем через два месяца начиная с сегодняшнего дня Джордж Буш обязан поведать народным избранникам, что именно он собирается делать на иракском направлении.
Условия явно не обременительные. Между тем ситуация возникла беспрецедентная. Стратегической целью администрации Буша провозглашено не только уничтожение предполагаемого в наличии у Ирака оружия массового поражения, но и смена правящего режима, свержение Саддама Хуссейна. Несмотря на то, что право на насильственную смену руководства другого суверенного государства не прописано ни в Уставе ООН, ни в конституции США, за предоставление Бушу свободы рук в отношении Ирака проголосовало большинство сенаторов и 296 конгрессменов против 133.
За что именно проголосовали конгрессмены? Как только что сообщила информированная "Нью-Йорк таймс", после низложения багдадского тирана эта арабская страна будет находиться под властью оккупационного военного командования, как в свое время разгромленная милитаристская Япония подчинялась генералу Дугласу Макартуру. Замена американского генерала на местное гражданское правительство, по утверждению газеты, займет месяцы, а то и годы.
Сегодня взгляды на мир американцев, все еще переживающих посттравматический синдром от 11 сентября, таковы, что жесткий подход Буша им придется по нраву. По опросам, 66 процентов убеждены, что Хусейн причастен к прошлогодним терактам, а 85 процентов считают недостаточным разоружение Саддама Хусейна - его надобно "изъять из обращения", как выражается президент Буш. Более того, во имя этой сверхзадачи 62 процента американцев готовы воевать с Ираком.
Таким образом, решение обеих палат не вызывает удивления. Слуги народа на Капитолии просто-напросто чутко отреагировали на господствующие в американском обществе настроения. На уязвленное самолюбие, на чувство страха и на жажду мести.