Жители района "Бутырский" на северо-востоке Москвы не сразу поняли, что происходит возле метро "Тимирязевская". Улицу Фонвизина копают уже не первый год. Но в августе стало ясно, что происходит что-то необычное. Долго гадать не пришлось: все объяснила вывеска, появившаяся в начале бульвара: "Строительство монорельсовой дороги ведет мостоотряд 114 "Трансстроя".
"Дорога на высоте 6-7 метров легко перешагнет все препятствия: тоннели, мосты, железнодорожные пути, - рассказывает начальник участка, двадцатипятилетний прораб Олег Балакин. - Сейчас мы закладываем фундаменты под железобетонные опоры, на которые ляжет монорельс. Уже готовы основания первых 18 из 256 опор на почти девятикилометровом участке будущей трассы. Место под них выбирали буквально по сантиметрам, вырубая только сухостой и не трогая здоровые липы, дубы и клены". Чтобы пассажиры, летящие в поезде на уровне примерно третьих этажей домов, и все те, кто будет жить по соседству с дорогой, чувствовали себя в полной безопасности, опоры должны стоять крепко. Поэтому и вгрызается бур в землю на глубину 20 метров: пять металлических столбов намертво прикрепят основание каждой из них к твердым породам.
"Фундаменты опор спроектированы так, - продолжает Олег, - чтобы погасить малейшую вибрацию. Жители близлежащих домов могут быть спокойны - когда начнется движение, у них в квартирах рюмка в буфете не звякнет. Да и шума от новой дороги будет меньше, чем от легковых автомобилей, так как поезда скроет прозрачная труба шумозащитного экрана. Молодой специалист по строительству мостов и тоннелей делился этими подробностями явно с большим удовольствием. Всего три года прошло с тех пор как Балакин окончил Московский государственный университет путей сообщения. Сначала поработал помощником мастера, затем - мастером на строительстве Рижской эстакады, эстакады на ВВЦ и возведении развязки на третьем транспортном кольце в районе Волгоградского проспекта. И вот - строительство дороги, какую Олег видел только в кино.
Пока работы ведутся в одну смену - с 8 утра до 10 вечера. Закон города Москвы запрещает строителям и механизмам шуметь по ночам. Чуть позже, когда стройка с улицы Фонвизина перешагнет на улицу Милошенкова и окажется в промышленной зоне, - наверное, появится и вторая смена.
"Записали: сдать объект в четвертом квартале будущего года, -говорит главный инженер 114-го Мостоотряда Степан Шмидт, - но неплохо бы закончить еще раньше, к следующему Дню города". Строители вместе с заказчиком - АО "Московские монорельсовые дороги" уже ищут, как можно уплотнить график. Мы с фотокорреспондентом как раз попали на статистические испытания: по одной из свай, которыми фундамент опоры крепится к земле, с силой 400 тонн молотил гидравлический домкрат, пытаясь сорвать ее с места. А она не поддавалась, несмотря на то, что была не 20-метровой длины, как требуют проектанты, а на два метра короче. "Устоит или не устоит?" - с интересом наблюдали за процессом ученые из НИИ строительства Госстроя РФ... Если они придут к выводу, что достаточно восемнадцатиметровой сваи, то строительство еще ускорится.
Затем год потребуется на строительство депо, станций и самих составов, изготовить которые взялась наша "оборонка". Можно не сомневаться, что уже в 2003 году, как и обещали городские власти, состав из шести бело-голубых вагончиков со станции "Тимирязевской" плавно отправится в путь со всеми девятью остановками: улицы Милошенкова, академика Королева, метро ВДНХ, улица Сергея Эйзенштейна... И пассажирам не будут страшны никакие уличные пробки. А там, глядишь, незаметно подоспеет и время строительства уже спроектированной второй очереди длиной 7 километров по направлению к Ярославскому шоссе и даже третьей, 42-километровой линии вдоль набережной Москвы-реки.