ПРОЧНЕЕ, ЧЕМ МОНОЛИТ?
Сейчас мы начали энергично наверстывать упущенное. Особое место в "новой восточной политике" России занимают отношения с Китаем. В середине нынешнего лета две страны подписали беспрецедентный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Документ весьма содержательный, отмечу лишь некоторые его особенности. Во-первых, после ратификации Договор станет частью законодательства РФ, то есть его положения в том случае, если они противоречат действующим законам, будут иметь над ними приоритет! Отношения с Китаем характеризуются как равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие.
Очень важной является "пограничная" статья. Переговоры по ней, как говорят, были непростыми. С начала прошлого века в китайском обществе утвердилось мнение, будто в результате серии неравноправных договоров с царской Россией Китай лишился территории общей площадью примерно полтора миллиона квадратных километров. Хотя в последующие годы партийные и государственные деятели КНР признавали, что территориальных претензий больше нет, тем не менее тезис об их отсутствии не был зафиксирован документально. Теперь это сделано.
А вот еще один момент, который трудно переоценить: при возникновении угрозы агрессии для одной из стран стороны немедленно проводят консультации с целью устранения такой угрозы. Чрезвычайно существенной чертой документа стало обязательство соблюдать имеющиеся и разрабатывать новые соглашения о мерах доверия в военной области. Кроме того, стороны договорились о совместной борьбе с нелегальной миграцией. Одним словом, устранены все неясности, у двух стран появилась уникальная перспектива выстроить такие отношения, которые станут гораздо прочнее, чем это было в 50-е годы, во времена "нерушимого монолита советско-китайской дружбы".
РУССКИЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
За последние двадцать лет средние темпы развития экономики Китая превысили восемь процентов. По объемам привлеченных инвестиций (суммарно 362 миллиарда долларов, ежегодно - более сорока миллиардов) он занимает второе место в мире после США.
В прошлом году, по словам исполняющего обязанности торгового представителя РФ в КНР Евгения Попова, достигнут наивысший за всю историю советско-китайских и российско-китайских отношений уровень двустороннего товарооборота. Он составил восемь миллиардов долларов. Россия вошла в число десяти крупнейших торговых партнеров Китая. Положительные тенденции закрепились и в нынешнем году. За первые семь месяцев объем товарооборота достиг 5,5 миллиарда долларов (прирост 30 процентов). На первое место вышла группа "машины и оборудование". Основной объем в этой группе товаров приходится на военно-техническое сотрудничество, но возрастают и гражданские поставки. Так, Китай решил закупить несколько самолетов Ту-204. Другие сильные российские позиции - черные металлы, химические товары, минеральное топливо, удобрение, древесина, алюминий.
В последние годы оживилось и инвестиционно-техническое сотрудничество на территории Китая. Российские фирмы выполнили контракты по строительству и оборудованию четырех крупных электростанций. При содействии России и на предоставленный государственный кредит ведутся работы на Тяньванской АЭС.
Китайский импорт традиционен: одежда, обувь, продовольствие. Особенно хорошо подобные товары знают в Сибири и на Дальнем Востоке. Существует, правда, резкий дисбаланс в торговле в пользу России. С 1992 года положительное сальдо превысило 23 миллиарда долларов. Но эти цифры относятся к официальной торговле. Китайский премьер во время последнего визита в Москву обронил фразу, из которой следует, что объемы неорганизованного китайского экспорта (челночный бизнес) в Россию составили в 2000 году десять миллиардов долларов. Судя по всему, так оно и есть, и это в корне меняет картину двусторонней торговли. Но как бы там ни было, резервы у двух стран колоссальные. Например, торговый товарооборот Китая с Японией превышает 80 миллиардов долларов. В десять раз больше, чем с Россией!
Ныне никто не ставит задачу во что бы то ни стало догнать и перегнать! Но, судя по последним событиям, перед двумя странами открываются захватывающие перспективы. А случилось вот что. В начале сентября было подписано соглашение "Об основных принципах разработки ТЭО строительства нефтепровода Россия - Китай". Сей факт остался почти незамеченным российской прессой, а зря. Документ с "техническим" названием открывает качественно новый этап на пути взаимопонимания и доверия между двумя странами.
Любопытно, что инициатором проекта, крупного не только с точки зрения его стоимости, но и геополитики, выступила частная нефтяная компания ЮКОС. Началось это четыре или пять лет назад. Тогда никто не верил в его реализацию. Между тем компания все это время настойчиво вела чрезвычайно трудные переговоры с китайскими партнерами в основном по ценам, убеждала и российских должностных лиц в необходимости строительства "китайской трубы". Иногда казалось, что процесс зашел в полный тупик. Ныне с российской стороны документ подписали министр энергетики И. Юсуфов, председатель правления НК ЮКОС М. Ходорковский и президент АК "Транснефть" С. Вайншток, и уже ни у кого нет сомнения, что первая сибирская нефть в конце 2005 года пойдет по новому трансконтинентальному трубопроводу из Ангарска в Дацин. Как минимум половина ее будет добываться на промыслах ЮКОСа.
График дальнейших действий составлен буквально по месяцам. Менее чем за год (начиная с июля) будут просчитаны и обоснованы инвестиции, пройдет процедура их утверждения правительствами Китая и России. В 2003 году начнется строительство, а в конце 2005 года пойдет первая нефть (сначала 20 миллионов тонн, а с 2010 - по 30 миллионов тонн в год). Протяженность нефтепровода 2400 километров (по России - 1600 километров, по Китаю - 800 километров). Ориентировочная стоимость - миллиард семьсот миллионов долларов.
- Проект принципиально важен для нас, - говорит глава представительства НК ЮКОС в Китае Сергей Присяжнюк. - Впервые хорошая по качеству сибирская нефть не будет смешиваться с другими, более низкого качества. Цена, естественно, будет выше. Россия получает выход и на восточный рынок. Она становится единственной страной, которая связана трубопроводными системами с Востоком и Западом.
- Когда вы говорите о выходе России на восточный рынок, - имеется в виду ЮКОС?
- Мы - инициаторы проекта, однако у нас в стране существует принцип равнодоступности к трубопроводам, поэтому и другие нефтяные компании могут поучаствовать. Но ЮКОС будет поставлять не менее половины всей нефти, хотя можем наполнить трубу и на все сто процентов.
- Кто же будет поставлять остальное?
- Те компании, которые дадут безотзывные гарантии на поставляемые объемы на весь 25-летний срок действия соглашения. Они также должны поучаствовать в финансировании проектирования и строительства трубопровода. Время для решения пока есть, крайний срок - июль 2002 года.
- А кто будет эксплуатировать трубопровод?
- Рассматриваются два варианта. Отдельный оператор на российской территории и отдельный - на китайской земле. Каждый на своем участке строит и эксплуатирует трубопровод. Это - первый вариант. Может быть, речь пойдет о едином операторе в лице Российско-китайского консорциума. В любом случае стороны оплачивают расходы по строительству трубы на своей территории. Тремя компаниями (ЮКОС, "Транснефть" и Китайская нефтегазовая компания) создается комитет, который будет собираться не реже, чем раз в два месяца, и решать все вопросы по реализации проекта.
Китайская труба даст серьезный толчок развитию восточносибирских регионов. По расчетам ЮКОСа, на начальном периоде поставок основная нефть пойдет из Томской области. Уже в следующем году в этот регион компания намерена дополнительно вложить двести миллионов долларов. Затем постепенно подключатся месторождения Красноярского края, Эвенкии, Иркутской области и Якутии. Когда это случится, зависит от других российских участников проекта. Но в любом случае появятся тысячи новых рабочих мест, будут построены дороги, линии электропередачи... Крупные заказы могут получить производители труб, насосного оборудования. В соглашении записано, что при прочих равных условиях предпочтение отдадут местным производителям.
За четверть века будет поставлено 700 миллионов тонн нефти стоимостью не менее 140 миллиардов долларов. Половина суммы пополнит бюджеты всех уровней, а также в виде пошлин уйдет в госказну.
Речь идет только об одной трубе, скорее всего, их будет несколько, включая газовые. Континентальные трубопроводные проекты - долгосрочный стратегический курс китайского руководства. Не случайно китайский премьер заявил недавно, что Китай готов в перспективе получать половину импортной нефти из России. Сейчас КНР ежегодно закупает нефти примерно на 25 миллиардов долларов. Через несколько лет эта цифра возрастет в разы.
НЕФТЬ И ГЕОПОЛИТИКА
Китай, если кто не знает, нефтедобывающая страна. Основные месторождения находятся на северо-востоке, здесь добывается около 120 миллионов тонн нефти, еще по двадцать миллионов тонн дает северо-запад страны и шельф. Добывают и перерабатывают нефть три вертикально интегрированные компании. Естественно, государственные. Добыча за исключением шельфовых месторождений практически не растет и даже падает. Есть нефть в пустынных районах запада, но развивать ее пока нет смысла, так как там нет транспортной инфраструктуры. Дорого, дешевле импортировать.
В прошлом году Китай закупил в основном на Ближнем Востоке и немного в странах ЮВА 70 миллионов тонн нефти. Все это огромное количество сырья поставляется морем через Малакский пролив. Сейчас импорт составляет 30 процентов, а в ближайшее время он дойдет до 50 процентов общего потребления. И все это возить морем? Руководство КНР посчитало такую схему главным фактором нестабильности для бурно растущей экономики страны и обратило взоры на Север. Наша труба с гарантированными поставками нефти ему просто необходима. События последних дней еще раз показали правильность таких расчетов.
Но сегодня нефти не хватает. Мощность китайских НПЗ - 240 миллионов тонн, в прошлом году они переработали лишь 190 миллионов тонн. При этом прогнозируется строительство новых НПЗ для нефтехимии. Видимо, поэтому, не дожидаясь строительства трубы, Китай уже сейчас покупает российскую нефть. И здесь его главным и единственным контрагентом выступает все тот же ЮКОС. Энергичность и пробивная сила менеджеров компании вызывает уважение.
Нефть поставляют по железной дороге по двум направлениям: в Пекин через Монголию и в Маньчжурию. Компании пришлось построить пункты перестановки колесных пар, провести уникальную операцию по заходу российского подвижного состава в глубь Китая больше, чем на тысячу километров. И опять никто не верил, что руководство КНР допустит иностранный подвижной состав с нефтью на специально разработанных тележках на свою территорию. Ведь надо было договариваться с местным техническим надзором, министерством железных дорог, прочими инстанциями. ЮКОС сделал это. С 2000 года поставки пошли. Правда, первый эшелон из-за каких-то недоразумений простоял на границе три месяца. Теперь сложности позади, объем поставок растет, сейчас он равен 1,5 миллиона тонн в год (в нынешнем году возможно увеличение еще на двести тысяч тонн).
...В конце сентября в Шанхае в рамках Мирового нефтяного конгресса прошла четвертая Международная выставка нефтегазовой отрасли и нефтехимического оборудования и технологий. В нем участвовали специалисты со всего мира и особенно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия была представлена "Уралхиммашем", "Славнефтью", "Сибнефтью" и, конечно же, "Транснефтью" и ЮКОСом. Павильон последней компании по оформлению и насыщенности информации был лучшим среди иностранных участников. А выступления самодеятельного фольклорного ансамбля из Самарской области неизменно вызывали бурю восторга у китайской публики.
Однако было бы странно, если бы ЮКОС ограничился на выставке только песнями и плясками. Хотя повод есть - все китайские контракты заключены. В завершающий день работы форума вице-президент компании Рей Леонард подвел его итоги на пресс-конференции для российских журналистов. Он, в частности, сказал: "Главным нашим достижением на форуме является то, что большое число восточно-азиатских компаний изъявили желание принимать участие в проектах ЮКОСа, связанных с разработкой и промышленной эксплуатацией сибирских месторождений, и, как следствие, планируется приток значительных инвестиций в Восточную Сибирь"
ЮКОС - думающая компания, она пытается заглянуть в будущее - на пять, десять и даже пятнадцать лет вперед. Ее китайский проект - самый интересный, но не единственный. На другом конце света идут работы над проектом "Адрия", предусматривающим вывоз западносибирской нефти через Средиземное море.