СУДЬБА НА ФОНЕ ТАЙН

Уверен, что новая книга Юрия Колесникова "Лабиринты тайной войны", выпущенная издательством "Вече", удовлетворит вкусы самых разных читателей.

Любители документального жанра будут вовлечены в хитросплетения разведывательной деятельности в годы Великой Отечественной войны. Причем эти "хитросплетения" - не плод авторской фантазии. За ними собственный опыт Ю.Колесникова - профессионального разведчика, Героя России, который "проведет" читателя в кабинеты Верховного Главнокомандующего и руководителя НКВД СССР, где его герою Котельникову придется опровергать ложные разведданные вышестоящего начальства. Автор познакомит читателя со знаменитым Сидором Артемьевичем Ковпаком, в партизанском соединении которого ему самому довелось служить в качестве заместителя начальника штаба по разведке.
Не останутся равнодушными и любители остросюжетной динамичной прозы. Читая роман-хронику, они включатся в стремительные фронтовые атаки, в операции по уничтожению фашистских штабов, в диверсионные рейды партизан. Всех "ударных" сцен в романе-хронике не перечесть. При этом каждый отметит для себя точность в описаниях и сжатость в изложении. Профессиональная экономия слова, характерная для разведдонесений, несомненно, сказывается на стилистике повествования.
И, наконец, о главном, что несомненно привлечет внимание к произведению ценителей серьезной реалистической литературы. На фоне многих тайн среди лабиринтов войны запоминается противостояние русского солдата Дмитрия Гаврилова и гауптштурмфюрера СС Курта Шиммеля. Исполненное в традициях русской психологической прозы, оно составляет первооснову развития романного действия. Писатель шаг за шагом исследует непростую ситуацию, возникшую в самом начале войны. Отступающая группа, в которой находился боец Митя Гаврилов, вступила в бой с гитлеровцами и пленила одного из них - Курта Шиммеля. Мите было приказано ликвидировать пленного. А у него не нашлось душевных сил на это. Он только ранил врага. И не ведал Гаврилов, что на всю оставшуюся жизнь (а судьба оказалась милостивой к нему - он прошел всю войну) этот его проступок, который станет причиной гибели многих людей, ляжет на него непомерной ношей - ношей вины. Шиммель не просто оказался жив. Ему суждено было не раз потом встречаться с Гавриловым. При этом он одержим одним желанием - разгадать "загадочную русскую душу"...
Писатель передает сложность духовного противостояния Мити и Шиммеля. Именно оно определяет жанр произведения, где хроника отступает на периферию повествования, уступая место "роману судьбы"... Судьба эта вобрала в себя сложность пережитого людьми в военные и послевоенные годы. Не смог Митя Гаврилов вынести груза переживаний. Смертью своей мученической он искупил свою вину и горечью свершившегося самосуда как бы освещает наши души верой в человеческое достоинство. В этом видится мне главная удача нового произведения Юрия Колесникова.