- Представленная программа "Юг России", безусловно, касается многих россиян. Достаточно сказать, что ваш округ - третий по численности в стране и первый по количеству безработных.. И все-таки наш разговор хочется начать с вопроса о том, как воплощается в жизнь ультиматум президента Владимира Путина чеченским полевым командирам? Имеются в виду его 72 часа, которые были даны боевикам на разоружение...
В. КАЗАНЦЕВ:
- Это был вовсе не ультиматум, а предложение еще раз попробовать решить чеченскую проблему мирным путем, без крови. 72 часа были даны не на разоружение, а на осмысление складывающейся ситуации, в том числе и с учетом международной обстановки. Боевикам дана возможность крепко подумать и принять решение. Я уже говорил, что на контакт с различными структурами официальной власти ходят не только рядовые боевики, но и некоторые полевые командиры. Они все сегодня, по сути, обречены и начинают это понимать.
- На мирную жизнь, без тюрем и этапов, могут рассчитывать все боевики?
В. КАЗАНЦЕВ:
- Это будет решать суд, но, думаю, что только те, кто не запятнан в крови мирных жителей, кто не издевался над федеральными солдатами и офицерами, кто не совершал террористических актов.
- В прессе идет противоречивая информация о ваших переговорах с представителями Аслана Масхадова. Вы говорите, намекая на установки свыше, что такие переговоры невозможны. В то же время Сергей Ястржембский подтверждает наличие таких переговоров. Как все обстоит на самом деле?
В. КАЗАНЦЕВ:
- В любом случае я действую в рамках, которые четко очерчены предложениями президента России. А они сводятся к тому, чтобы определить порядок прекращения сопротивления и сдачи оружия.
- О программе... У нас в стране их было много и на разные темы, да большинство из них так и осталось "благими намерениями". Где гарантия, что "Юг России" не постигнет та же участь? В чем его, так сказать, корень жизни?
В. КРОХМАЛЬ:
- У нас тут свое, как говорится, ноу-хау. Впервые предлагается большую часть федеральных средств направлять не на прямое финансирование проектов, а на субсидирование процентной ставки по кредитам банков. Это позволит привлечь в 3-4 раза больше средств. И вовремя завершать строительство объектов, не превращая их в "незавершенку" или долгострой.
Но главное, конечно же, человеческий фактор. Реализация программы позволит дополнительно создать около миллиона рабочих мест и тем самым снизить вполовину количество безработных. Мы предусматриваем увеличение в 2-3 раза зарплаты и доходов населения.
- Так и хочется сказать: "Блажен, кто верует...". Каким образом собираетесь все это обустроить? На какие деньги, если ваш регион - дотационный?
В. КРОХМАЛЬ:
- Мы разворачиваем программу не на пустом месте. Как-то уже укоренилось в сознании, что юг России - нестабильный регион. А между тем у нас набирают силу перемены к лучшему. Так, с начала этого года мы имеем рост промышленности на 21 процент, если сравнить с прошлым аналогичным периодом. Собрали налогов вдвое больше, чем за прошлый год. На нашем счету третья часть урожая сельскохозяйственных культур, собранного всей Россией...
- Специалисты утверждают, что продовольственная безопасность государства в полной мере не обеспечена. Внутренняя потребность России в зерне - 140-150 миллионов тонн, мы же в этом году, при всех достижениях, намолотили около 82 миллионов.
В. КРОХМАЛЬ:
- Вы правы. Именно поэтому земледельцы Южного округа взяли курс на развитие зернового производства. В этом году мы намолотили 25 миллионов тонн зерна, что на 7 миллионов тонн больше, чем год назад. Потенциальные же возможности земель округа позволяют давать стране 45-50 миллионов тонн зерна ежегодно. Более того, выращивать зерно гораздо выгоднее, чем какую-другую сельхозкультуру: рентабельность его производства на юге не менее 100 процентов. При грамотном использовании зерновых севооборотов урожай увеличивается на треть.
Зерно - это еще и сырье для промышленности и животноводства. Благодаря ему мы имеем и хлеб, и мясо, и молоко. Качественную водку делают только из зерна. Зерно - "валюта", которая тверже любого доллара.
Разработанная программа дает возможность кардинально изменить суть и дух нашего агропромышленного комплекса. Потенциальные возможности позволяют производить зерна, мяса, молока, яиц и других продуктов питания в два-три раза больше. Мы предусматриваем не только увеличение сельскохозяйственного производства, но и укрепление материально-технической базы переработки продукции введением новых технологий и расфасовки товаров.
Если все будет, как задумано, то все сельскохозяйственное сырье - мясо, зерно, овощи, фрукты - начнем перерабатывать по новым технологиям на месте. Расфасовывать в такие же красивые упаковки и продавать. И уже все будет стоить не 200 млрд. рублей, а 700 млрд., как подсчитали наши специалисты. Мы своим сельскохозяйственным товаром можем закрыть продовольственный рынок всей европейской части России.
С этой целью 27-29 ноября совместно с Министерством сельского хозяйства России проводим в Краснодаре выставку-ярмарку современной техники и новых технологий АПК, куда и приглашаем всех присутствующих.
В. КАЗАНЦЕВ:
- Но все эти, как вы говорите, благие намерения так и останутся намерениями без финансовой поддержки. Весь объем финансирования программы составляет 154 миллиарда рублей. Из них 11.5 млрд. рублей поступает непосредственно из федерального бюджета, 13,5 млрд. рублей - из федерального бюджета через министерства. Остальное - финансовые ресурсы федерального округа.
Для успешного старта программы в следующем году необходимо профинансировать из федерального бюджета около 200 проектов на сумму более 2 миллиардов рублей. В проекте же федерального бюджета на 2002 год под нашу программу предусмотрено лишь 1,6 млрд. рублей. Это создает определенные трудности.
В. КРОХМАЛЬ:
- Но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. Мы не сидим сложа руки. В рамках программы планируется осуществить 737 инвестиционных проектов -гласно, на конкурсной основе. Общий объем инвестиций должен составить 500 млрд. рублей.
С этой целью 5-8 декабря в Москве, в Международном торговом центре, пройдет международный инвестиционный симпозиум. В нем уже изъявили желание участвовать 100 иностранных инвесторов, 150 отечественных. Уверенность в успехе порождает предыдущий двухлетний опыт работы с зарубежными и российскими инвесторами. Достаточно сказать, что только из США было привлечено инвестиций на общую сумму 400 млн. долларов в 30 проектов. А доверие - это уже половина успеха.
- Не боитесь, что деньги при нынешнем размахе казнокрадства и коррупции просто уйдут в песок?
В. КРОХМАЛЬ:
- Контроль за расходованием средств будет многоуровневый. Уже создается дирекция под эгидой Министерства экономического развития, а все средства будут проходить через казначейства. Естественно, все это будет контролировать "государево око" - полномочный представитель Российского президента.
- А почему из программы "Юг России" выпала Чечня?
В. КРОХМАЛЬ:
- Мы ведем речь о социально-экономической программе развития юга России, а у Чечни есть своя программа восстановления республики. Думаю, пройдет два-три года, и она естественным образом станет частью этой программы.
В. КАЗАНЦЕВ:
- Надо сказать, определенные положительные перемены происходят и в экономической сфере Чечни. Впервые с 1991 года в республике осуществляются налоговые и таможенные платежи в бюджеты различных уровней. Сложно поверить, но в этом году уже ожидается миллиард рублей! Правительство Чеченской республики намерено восстановить до конца текущего года около 50 промышленных предприятий, в том числе и нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Частично восстановлен один из крупнейших в республике заводов - "Электроприбор". Сдан в эксплуатацию в Грозненском сельском районе крупный комплекс по хранению и обработке добываемой нефти.
Это позволит начать эксплуатацию еще нескольких скважин и к концу года увеличить добычу нефти на 40 процентов. Будет добываться до трех тысяч тонн в сутки. Чечня собрала 200 тысяч тонн зерна. Сегодня республика в состоянии обеспечивать сама себя хлебобулочными изделиями, мясными и молочными продуктами. Поэтому не могу согласиться с теми, кто говорит о провале политики федерального центра в Чечне. Есть все основания полагать, что юг России - это регион, в котором начинают преобладать здоровые тенденции к стабилизации обстановки. Именно это определяет нашу основную задачу: сделать процесс стабилизации необратимым и на такой "волне" покончить с кризисной ситуацией.
В этом нас поддерживает президент Российской Федерации Владимир Путин. В недавней беседе со мной он отметил, что военная безопасность на юге России должна подкрепляться экономическими "победами" - новым строительством, качественными товарами, занятостью людей, приличными заработками. Люди должны почувствовать, что они живут нормально, что им здесь хорошо.