НАКАНУНЕ президент Владимир Путин, проводивший совещание по проблемам АПК в Оренбурге, призвал региональных лидеров "сделать все, чтобы положить конец всяким спекуляциям вокруг закона о земле". По убеждению главы государства, "идеальное решение вопроса - переход к нормальным рыночным отношениям". А первым шагом должен стать Земельный кодекс, который призван установить общие правила игры на этом рынке.
До сих пор общих правил не было. С начала реформ земельный вопрос стал полем боя между левыми и правыми. Сменялись обитатели кабинетов в Белом доме и в Охотном ряду, создавались согласительные комиссии, предлагались проекты кодексов, которые отвергались или Думой, или Советом Федерации, или президент накладывал вето... За десять лет многие высокие чиновники и депутаты нажили политический капитал в спорах о "матери всех богатств", но так и не решили ее судьбы.
Но природа, как известно, не терпит пустоты. Субъекты Федерации занялись земельным законотворчеством на региональном уровне, а потом и на муниципальном. Скоро земельная карта России в правовом отношении стала похожа на лоскутное одеяло. К примеру, в Саратове наделяли паями всех сельских жителей поголовно и проводили аукционы по продаже пашни, а в Ульяновске по-прежнему держались за колхозы и совхозы. Ясно, что такая чехарда порождала неуверенность в завтрашнем дне, отпугивала инвесторов.
Вдобавок ко всему расцвел пышным цветом теневой рынок земли, сказочно обогативший не одно поколение чиновников. Председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников подсчитал, что в 2000 году было зарегистрировано 730 тысяч сделок с землей. Отсутствие цивилизованного рынка и размытое правовое поле служили питательной почвой для злоупотреблений. Едва ли не повсеместно в частную собственность под видом "пустырей" переходили земли лесов, заповедные территории. При этом сделка оформлялась за бесценок, а в итоге казна не получала налогов. Выступая перед членами Совета Федерации, глава Минэкономразвития Герман Греф эти потери оценил как минимум в миллиард долларов в год.
Как же будет завтра? Кодекс устанавливает общие для всех принципы земельного законодательства и регулирования этого рынка. Леса и природоохранные земли, а это свыше 90 процентов российской территории, продаже не подлежат. В документе прописаны вопросы прекращения прав на землю, механизм изъятия для государственных и муниципальных нужд, а также права и обязанности при использовании земли. К примеру, хозяин может брать для собственных нужд песок, глину и воду, а вот нефть, уголь и другие полезные ископаемые, если таковые обнаружатся, останутся в государственной собственности. Скоро в России останется только два вида пользования землей - собственность и аренда. Субъекты Федерации вправе решить, чему именно отдать предпочтение.
За рамками пока остались сельскохозяйственные угодья. Как заявил президент, "собственность на земли, находящиеся в сельхозобороте, - это отдельная тема, и я согласен, что она требует осторожного подхода". Подступаться к этой теме власть будет полгода. Столько времени, по словам Германа Грефа, потребуется для подготовки соответствующего закона.