ЕГОР ТИТОВ: "ПОБЕДАМИ ПРЕСЫТИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО"

- Чувствую, что я уже практически восстановился после травмы и сделанной в Леверкузене операции, - порадовал Егор корреспондента "Труда". - В Цюрихе мне, правда, не удалось показать оптимальной игры, но тому есть объяснение - все-таки я, по сути дела, впервые появился на поле после перерыва. (До матча Швейцария - Россия Титов лишь один раз вышел на замену в концовке встречи "Спартака" с нижегородским "Локомотивом". - А.Г.). Но в матче с "Байером" у меня уже получалось лучше.

- В Швейцарии национальной команде удалось победить. И все-таки сборная России пока даже отдаленно не приблизилась к показанному в лучших матчах прошлого сезона уровню игры. Что, на ваш взгляд, тому причиной?
- Игроки постепенно набирают форму, налаживаются игровые связи, по сравнению с контрольными матчами мы уже ощутимо прибавили. Главное - три очка, которые очень важно было взять на старте отборочного турнира, чтобы создать хороший настрой. Думаю, если каждый из игроков сборной сможет требовательно разобраться в самом себе, мы сможем провести отборочный цикл на хорошем уровне. В этой группе Россия обязана бороться за первое место, хотя и югославы, и словенцы - очень серьезные соперники.
- Неудачи российского футбола последних лет - имею в виду наше отсутствие на чемпионатах мира и Европы - это объективное отражение нашего места в европейском футболе или стечение обстоятельств?
-Просто не может быть такого, чтобы в огромной России не нашлось одиннадцати футболистов европейского уровня. Да, многое у нас запущено в подготовке игроков, в тренировочных манежах размещаются рынки, ребятам негде заниматься - но все-таки российский футбол, считаю, не так уж плох. Свое мнение о шансах сборной я уже высказал, добавлю еще, что "Спартак" постарается выступить в Лиге чемпионов лучше, чем год назад. В нашей группе один явный фаворит - "Реал", а вот "Байер", "Спортинг" и мы примерно равны по силам. Признаюсь: я с нетерпением ждал осени, мечтал о том, как вновь увижу полные трибуны Лужников, услышу гимн Лиги чемпионов, сыграю против сильнейших команд Европы...
- В вашей коллекции наград - уже четыре золотые медали чемпиона России. Кажется, у себя дома "Спартак" уже все и всем доказал. Что заставляет вас вновь и вновь играть в национальном первенстве с полной самоотдачей?
- Победами невозможно пресытиться. Чемпионский титул - это и слава, и деньги... Это - все. Пока ты там, наверху, - ты лучший, ты интересен и нужен всем. Как только позволил себе сбавить - стремительно падаешь вниз.
- Какая из четырех побед в российских чемпионатах вам наиболее дорога?
- Конечно, первая. Мне было всего 20 лет, и в том "Спартаке" играли, по сути, одни мальчишки. К тому же награда была добыта в упорнейшей схватке с "Аланией". Золотой матч в Петербурге, переполненный "Петровский", море спартаковских болельщиков... Я лишь через несколько дней, когда стих ажиотаж, сумел осознать, что мы действительно победили. Такое не забывается. Это футбол-праздник, футбол-страсть.
- Для вас лично будет трагедией, если "Спартак" не выиграет чемпионат России-2000?
- Однозначно - да. Планка установлена, и снижать ее нельзя. Перед каждым сезоном и я, и команда настраиваемся на одно - вновь доказать, что мы сильнее всех в стране.
- Из штатного распасовщика вы неожиданно для многих в этом сезоне превратились в бомбардира. Не собираетесь побороться за титул лучшего снайпера чемпионата?
- Еще недавно на подобные вопросы я отвечал очень осторожно - не привык, наверное, к новой роли. А теперь все чаще думаю: а почему бы и нет? Почему не попробовать себя в новом качестве? Тем более и ситуация складывается очень даже благоприятная - Коваленко долго не играл за "Черноморец", Панов уехал во Францию... Из конкурентов остаются Лоськов, Кириченко, Робсон да Ширко. С первыми двумя поборемся заочно, а у партнеров, если придется, буду сам мячи отбирать... Но если серьезно, нет сейчас в нашем первенстве штатных "забивал" - таких, которыми были в разные годы: Веретенников, Бесчастных, Терехин. Так что все может быть - хотя объективно было бы правильнее, если бы с моих передач почаще забивали партнеры. Так что если я отдам несколько голевых пасов, ничего при этом не забью сам, а "Спартак" станет чемпионом - поверьте, совсем не буду огорчен.
- Кстати, о Робсоне. Бразильский форвард в "Спартаке" уже три года, но по-настоящему раскрывается только в этом сезоне. Вы, его партнеры по команде, ждали от него такого всплеска в игре?
- Ждали. С 97-го года, когда он только приехал в Россию, Робсон долго не мог показать себя с лучшей стороны, но он в полную силу работал на тренировках, стремился заиграть, а это в нашей команде всегда ценится. И тренеры, и футболисты по мере возможности помогали ему, и сейчас он сам почувствовал себя полноценным спартаковцем. Уже неплохо выучил язык - даже когда говорит по-португальски с соотечественниками, нет-нет и вставит пару специфических русских слов. К тому же к нему приехали из Бразилии мама и невеста - может, это также помогло Робсону проявить все свои возможности. Хотя, как мне кажется, он готов еще прибавить.
- Вы тяжело переживаете поражения?
- Да. Для меня это всегда - чрезвычайное происшествие. Долго переживаю даже после ничейного матча. Понимаете, я в "Спартаке" - с семи лет, и даже в детских командах мы быстро приучались к тому, что любой результат, кроме победного, любое место, кроме первого, считается неудачей.
- А какое поражение было самым обидным в вашей жизни?
- 1:4 от ЦСКА в чемпионате 1998 года. Я не смог выйти на поле в том матче, получив очередную желтую карточку в предыдущем туре, и очень переживал. К тому же на нас после этого результата вылили столько грязи, перевернув многое с ног на голову... К счастью, через считанные дни после того поражения мы принимали в Москве "Реал". Обыграли испанцев - и тут же все встало на свои места.
- Понятно, что футбол занимает главное место в вашей жизни. Вы воспринимаете его как работу или как удовольствие?
- Как работу, которая приносит мне максимум удовольствия. Мне всего 24 года - рановато, кажется, думать только о суммах, которые лежат на банковских счетах и позволят безбедно жить и после завершения карьеры игрока. Поэтому пока мне просто хочется играть. Наверное, лет через пять я буду воспринимать жизнь по-другому, обращать больше внимания на сумму контракта, иными словами, работать ради собственного будущего...
- Вы - один из лидеров "Спартака". Это дает вам право в чем-то не соглашаться с Олегом Романцевым, спорить с главным тренером, отстаивать перед ним собственное мнение?
- Прилюдно у нас дискуссии исключены - тренер дает указание, игроки должны его выполнять, соблюдая субординацию. Но Олег Иванович всегда открыт для откровенного разговора, причем тут уже не имеет значения - лидер ты или новичок.
- В футболе бывают соперники сильные и слабые, удобные и неудобные... А бывают интересные и неинтересные?
- Конечно. В России на сегодняшний день самый интересный соперник - "Локомотив". По многим причинам - и потому, что вокруг наших поединков всегда повышенный ажиотаж, и потому, что на трибунах собирается много зрителей, и потому, что встречаются первая и вторая команды страны... Это интересно и зрителям, и футболистам. Самыми упорными - а значит, тоже интересными - для "Спартака" получаются матчи с другими московскими клубами и "Зенитом". Всегда очень интересно приезжать в Ростов. В последние годы в наших встречах с "Ростсельмашем" меньше пяти голов не забивается, стадион забит битком. А ведь еще недавно были в России такие команды, как "Тюмень", которым мы и дома, и в гостях забивали, сколько хотели. Ну какой в этом интерес? Скука одна, профанация. Хорошо, что уровень чемпионата растет.
- А вы можете представить себя в солидном западном клубе?
- Почему нет? Самое главное - оставаться самим собой, не опускаться ниже собственного уровня, и все тогда сложится нормально. Впрочем, о возможности отъезда сейчас я не думаю - мой контракт со "Спартаком" рассчитан еще на три года. И ехать я готов только в команду, которая постоянно ведет борьбу за высокие места, играет в европейских турнирах. Лучше всего - в Испанию, тамошний футбол ближе моей манере игры. Итальянский чемпионат, может, и сильнее, но там футбол чересчур уж прагматичный: много борьбы, подчиненной достижению результата.