Что будет с бюджетом, если все начнут ездить по правилам?

10 тысяч камер ежедневно выписывают в автоматическом режиме свыше 50 млн штрафов, что приносит региональным бюджетам более 100 млрд рублей дохода

Наша газета недавно уже писала о том, как государство, передав право фиксации дорожных нарушений частным компаниям, перепутало задачи: вместо борьбы за безопасность движения частники ищут способы содрать побольше денег с автомобилистов («Засада на дороге», «Труд» от 24 августа с. г.). На днях тема получила любопытное продолжение.

Неожиданную находку сделал житель Ростова-на-Дону в зарослях кустарника на обочине дороги Р269 между станицами Кировская и Кагальницкая Ростовской области: в тщательно замаскированном схроне, укрытом от лишних глаз, сидел мужчина и фотографировал, как на хорошо просматривающемся с этого места участке дороги водители нарушали ПДД (пересекали сплошную под знаком «Обгон запрещен»). В руках у мужчины был мобильный телефон. Выяснилось, что свои фотографии «партизан» отправляет на ближайший пост сотрудникам ДПС, которые затем предлагали нарушителям немудреную альтернативу в виде добровольного взноса в кассу взаимопомощи сотрудников ГИБДД или отъема прав.

Разоблачение «помощника ГИБДД» и свой с ним разговор мужчина снимал на камеру мобильного телефона и затем выложил это видео в интернет. Ролик в считаные дни набрал бешеную популярность. Пользователи социальных сетей искренне недоумевали, как обочечный сиделец смог избежать суда Линча и почему его не выдали водителям, которых он подставлял. По достоинству оценила этот ролик и местная прокуратура, в которой пообещали разобраться в тонкостях бизнеса с участием инспекторов ДПС и информатора.

Нет, мы не призываем ездить через сплошную! Но при таком развитии событий дело ведь может дойти и до смертоубийства: недобрые чувства к вороватым инспекторам и их «помощникам» могут вылиться в нечто большее, чем нарастающие стоны в Сети...

Все разговоры последних лет о необходимости повышения безопасности дорожного движения, снижения смертности и аварийности во многих случаях свелись к установке сотен знаков, ограничивающих скорость, и камер, фиксирующих нарушения. По всей стране их уже больше 10 тысяч. Ежегодно они в автоматическом режиме выписывают более 50 млн штрафов, что приносит региональным бюджетам более 100 млрд рублей дохода.

Для чиновников эта тема неприятна, они с гораздо большим удовольствием рассуждают о снижении аварийности, смертности и травматизма на дорогах, оборудованных камерами, по сравнению с улицами и шоссе, на которых их нет. Но если посмотреть на цифры внимательнее, то получится, что улучшение показателей, мягко говоря, не успевает за ростом сборов от камер.

Обратите внимание: в ряде регионов страны на установку новых камер идет больше половины всех денег, выделенных на обеспечение безопасности дорожного движения. А там, где бюджетных денег все-таки не хватало, подключали частный капитал. В одном только Подмосковье по этой схеме установили более тысячи камер. Как будут окупаться затраты инвестора (по данным из отрытых источников, они составили 5 млрд рублей)? А очень просто: за свои труды он получает по 200 рублей с каждого выписанного камерой штрафа в течение 12 лет. Эксперты уже подсчитали: инвестор вернет вложенные средства уже через пять лет, а затем еще семь лет будет получать очень хорошую прибыль.

Не стоит забывать и о том, что камеры постоянно «умнеют» — их учат распознавать все новые и новые виды нарушений, а значит, приносить своим владельцам все больший доход. Непрекращающаяся коммерциализация автоматической фиксации нарушений ПДД девальвировала саму идею создания всей этой системы. Да, низовая коррупция в ГИБДД (за исключением единичных комичных случаев) ушла в прошлое. Вот только сами сборы и поборы никуда не делись, а перешли на качественно иной уровень.

Что мы имеем? Там, где функционируют камеры автоматической фиксации нарушений, есть план по штрафам. Он высчитывается исходя из того, сколько квитанций камеры могут выписать за год. Более того, эта сумма заранее закладывается в доходную часть бюджета. То есть логика обеспечения дорожной безопасности извращена: с точки зрения государства получается, что чем хуже ведут себя на дорогах водители, тем лучше, тем больше в бюджете будет денег на исполнение социальных обязательств. А если вдруг завтра все водители дружно перестанут нарушать, что произойдет со страной?

P.S. Впрочем, слишком сильно переживать по этому поводу не стоит, ведь чиновники со свойственной им находчивостью быстро придумают, на чем еще подловить народец. И компенсировать выпавшие из бюджета доходы. Ну а инспекторы ДПС отправят в засады по кустам всех знакомых и родственников — им ведь тоже надо как-то жить...